Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Эволюция общественно-политических взглядов на проблему экологической безопасности

Осмысление взаимоотношений «человек-общество-природа» уходит в далекое прошлое человечества. И раньше человечество сталкивалось с проблемами экологической безопасности и экологическими катастрофами. Например, гибель поселений викингов в Исландии во время малого ледникового периода ученые связывают с изменением климатических условий. В Азии за 2 тыс. лет до нашей эры погибла цивилизация Шумер в Нижней Месопотамии, где из-за засоления орошаемых земель стало невозможным земледелие. Трудно поверить, что песчаная ныне Сирия когда-то снабжала Египет лесом, что слонов для своей армии Ганнибал отлавливал в обширных лесах Северной Африки и так далее. Сейчас здесь пустыня.

По сравнению с природными процессами, действовавшими на протяжении более 4,5 миллиарда лет истории Земли, влияние человека считалось сравнительно малозначащим. Человек активно изменяет земную поверхность всего лишь около 40 тысяч лет. Однако, его воздействие по мере роста народонаселения и развития техники становилось год от года все ощутимее.

Понимание единства человека и природы присутствует еще в мифологии и религии. Мифология характеризует синкретическое сознание первобытного общества и античной эпохи, в котором прослеживает понимание единства природы и человека в зооморфных и антропоморфных персонажах, олицетворяющих понимание человеком своего места в природе и окружении себе подобных.

Исследование сущности и характера процесса эволюции общественно-политических взглядов, связанных с развитием общества и природы, их взаимодействия имеет основательные философские традиции, включающие идею их гармоничного сосуществования. Уже в древности существовала своя политическая идеология. Это - теория божественного происхождения мира, окружающей среды, которая не утратила своего значения и в последующие эпохи.

В средние века религиозно-философские концепции о сущности человека, его души и тела, божественного происхождения мира, так или иначе раскрывали единство происхождения мира, освещали взаимосвязи и зависимость человека от божественной сущности мира и природы, в которой человеку отводилась подчиненная роль.

Развитие научных представлений о взаимосвязи и отношении природы и общества берут начало в космогонизме древнегреческой философии, единстве макрокосма-вселенной и микрокосма-человека, зороастризме ариев и даосизме древнекитайской философии.

Такие мыслители, как Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Гераклит, Лукреций и др. видели ведущую роль человека в процессе взаимодействия общества и природы, который должен был рационально обустроить для своей жизнедеятельности природное окружение. Эти вопросы получили развитие в таком направлении политического порядка, как географический детерминизм, расцвет которого связан с именем французского философа-просветителя Шарля Луи Монтескье. Он перешел от сопоставления общества и природы к специальному изучению влияния факторов географической среды на конкретные общественные процессы и явления и считал, что именно ее параметры обусловливают формы политической государственности.

Особое место в рассматриваемой проблеме принадлежит Гегелю, пытавшемуся, с присущими ему политическими идеалами, преодолеть бытовавшие в те времена изъяны в политической мысли - разрыв природного и социального. В Новое Время с усилением гуманистической направленности философских взглядов внимание к природной сущности человека усиливается. В трудах мыслителей анализируются «естественная и искусственная природа человека», культура, как «вторая природа» человека. Представители немецкой классической философии создают системы, главное место, в которых отводится проблемам природной и социальной сущности человека.

Серьезным научным открытиям предшествовала умозрительная теория английского ученого монаха Т.Мальтуса (XIX век) о том, что рост народонаселения Земли (по закону геометрической прогрессии) опасно отличается от роста производства продуктов питания (по закону арифметической прогрессии). Мысль Мальтуса намного опередила свое время и долго служила лишь объектом критических нападок.

Первой важной вехой в научном познании законов существования и развития системы "Природа-человек-общество" стало формулирование идеи движения, непрерывной изменчивости живой материи во всех ее видах. Ученые установили, что человечество является естественной частью сложной единой систем "Природа-человек-общество". Состояние и развитие этой системы зависят от преобразующей деятельности людей. При этом ресурсы природы для людей и их преобразующей деятельности на планете ограничены. Преобразуя природу, нельзя бесконечно "брать" у нее.

В стройную схему превратить многочисленные факты, уже известные его предшественникам, удалось в XlX веке Ч. Дарвину. Дарвинизм дал основу нашего современного представления о природе развития живого, определил исходные позиции для дальнейших открытий. Главными, ключевыми понятиями стали эволюция живой материи и ее механизмы: наследственность, изменчивость, отбор.

Таким образом, политическая модель представителей домарксистского периода исходила из концепции исключения влияния классово-политических отношений на окружающую среду.

Система взаимоотношений человека и природы, общества и природы наиболее полно рассматривается в марксистской философии. В частности, в «Диалектике природы» [1], Ф.Энгельса прослеживается взаимосвязанность человеческого существования и природной среды, разрабатываются методологические категории и понимание экологических проблем, рассматриваются предпосылки их возникновения в истории человеческой цивилизации.

Широкий спектр общественно-политических идей, связанных с огромным влиянием природного окружения на развитие общественных и политических отношений, стал теоретической основой марксистской теории о законах развития общества, природы и человеческого мышления.

Дальнейшее экологическое развитие в истории политической мысли связано с марксистско-ленинским учением, постулировавшим мнение, что действительная охрана природы может быть обеспечена при условии завоевания пролетариатом политической власти, и только социализм является основой и предпосылкой для рационального природопользования. Политическая идеологизация представлений о социализме открыла путь для понимания капитализма, как предпосылки для отчуждения человека от природы.

Однако, масштабность и острота проблем, которые имелись раньше, не могут идти ни в какое сравнение с явлениями и процессами, характерными XX века.

Научные достижения XX века создали иллюзию почти полной управляемости миром, однако, хозяйственная деятельность человеческого общества, экстенсивное использование природных ресурсов, огромные масштабы отходов — все это входит в противоречие с возможностями планеты (ее ресурсным потенциалом, запасами пресных вод, способностью самоочищения атмосферы, вод, рек, морей, океанов).

В основе социальных воздействий человека на окружающую среду на протяжении последних столетий лежали парадигмы, порожденные осознанием человека своей растущей власти над природой. В самой краткой форме ее можно представить словами Френсиса Бэкона: «наука нужна для того, чтобы покорять природу, и ставить ее силы на службу человека» [2] или призывом И. Мичурина о том, что «не надо ждать милостей от природы -взять их наша задача».

Крупные масштабы и динамизм научно-технической и экономической деятельности в современных условиях и в странах с различным уровнем развития повлекли за собой не только положительные, но и отрицательне последствия.

Современное состояние системы «человек-общество-природа» требует отказаться от потребительского и узкопроизводственного отношения к окружающей среде. Сегодня необходима научно обоснованная стратегия в системе «человек-общество-природа (биосфера)», направленная на преодоление опасного положения, когда создается реальная угроза разрушения биогенетических условий бытия человека.

Созданная человеком материальная культура, как это не парадоксально, существует и вопреки, и благодаря природе. Сохранение обеих сторон этого противоречия является условием сохранения созданной человечеством цивилизации. Осознание человеком социокультурных принципов отношения к природе может способствовать сохранению и воспроизводству биосферы, и, в конечном счете, самого человека как биологического существа планеты.

Именно поэтому, в науке особенно актуализировалось внимание к экологии, как фактору социального развития. То, что на современном этапе взаимодействия общества и природы происходит обострение социоприродных противоречий общепризнанный факт. Человечество стоит на грани экологической катастрофы. Именно в это время начинают подниматься вопросы экологической безопасности в научных кругах.

Следующим принципиальным шагом в истории политической и философской мысли явилась идея единства и взаимозависимости всех эволюционных процессов, протекающих на Земле: геохимических и физических, развития живого вещества и развития человеческого общества. Эта система взглядов принадлежит В.И. Вернадскому [3], превратившему ее в развернутое учение в двадцатых годах XX века.

К ней В.И. Вернадский пришел в результате многолетних исследований геохимической истории нашей планеты. Его работы показали глубокую взаимозависимость геохимических и геофизических процессов, порождаемых живой материей. Весь лик Земли, структура ее атмосферы и гидросферы, толщи осадочных пород, залежи полезных ископаемых - все это возникло благодаря жизни. И именно жизнь была тем связующим звеном между космосом и поверхностью планеты, которое позволило энергии Солнца оказать решающее влияние на ее развитие. Поэтому вся поверхность Земли является единой, целой, организованной Жизнью оболочкой - биосферой. Биосфера, по Вернадскому, это область существования живого вещества, создающая гидросферу, нижнюю часть атмосферы, а также верхний слой литосферы (земной коры). Биосфера содержит два типа вещества - "живое и косное, влияющие друг на друга".

Идея единства и взаимозависимости повлекла за собой следующее: неизбежно наступит время, когда определять эволюционные процессы на нашей планете будет, прежде всего, человеческая жизнедеятельность.

Изучая воздействие человека на окружающую среду, В.И. Вернадский обратил внимание на непрерывное усиление его влияния на единый эволюционный процесс: активная жизнедеятельность людей постепенно приобретает геологические масштабы.

От локального воздействия на окружающую среду человечество постепенно переходит к такой деятельности, которая начинает оказывать природообразующее влияние на всю планету. Причем, даже там, где оно незначительно, влияние человека растет со скоростью, на несколько порядков, превосходящих скорости естественного эволюционного развития. Отсюда следует логический вывод: неизбежно наступит время, когда определять эволюцию на нашей планете будет, прежде всего, человеческая жизнедеятельность. Определяющим началом при этом будет не стихия естественного развития, а разум человека.

Достигнув определенной степени могущества, человеческое общество - с его разумом, с его мудростью является основным гарантом безопасности дальнейшего развития биосферы, таким образом, биосфера, по Вернадскому, станет ноосферой, т.е. сферой господства разума человека (ноо - разум, лат.). В ноосфере люди должны принять на себя ответственность за дальнейший ход эволюции на Земле. Ее развитие должно стать "направляемым" жизнедеятельностью человека, оно должно обеспечить достижение и поддержание определенных условий в развитии планеты.

Как в формировании дарвинизма, наряду с Ч. Дарвиным, принимала участие еще целая группа замечательных мыслителей, так и рядом с В.И. Вернадским, было немало ученых, разделявших и развивавших формирующуюся систему взглядов,   им принадлежит заслуга разработки методологического и понятийного аппарата современной экологии, раскрытия взаимосвязи биоценоза, антропосоциогенеза и «живой массы природы», введения понятий «биосфера», «ноосфера» и др.

Они составили общетеоретическую основу научного анализа и обобщения в сфере взаимодействия «человек-общество-природа». В основе их исследований лежит философская концепция взаимодействия общества и человека с природой.

Следующий шаг в развитии познания эволюционных процессов в системе «Природа-человек-общество" был связан с применением количественных, математических методов, созданных в инженерных науках.

Д. Форрестер в 1971 году предложил общий подход для математического описания глобального развития мира и человечества, как единого целого. Его исследования показали, что предсказанное В.И. Вернадским время, когда человечество должно взять в свои руки руль "направленного" развития взаимосвязанных эволюционных процессов на Земле, уже наступило. Возможные катастрофические последствия неконтролируемой и неуправляемой жизнедеятельности - это реальность, с которой сегодня уже нельзя не считаться. Нельзя более откладывать решение вопросов обеспечения безусловной безопасности жизнедеятельности человеческого общества.

Важнейших научно-теоретических открытий ученых, однако, оказалось недостаточно для привлечения должного внимания мирового сообщества к проблемам глобальной безопасности жизнедеятельности. Толчком к полному осознанию глобальных угроз послужило изучение последствий возможного применения, изготовленного в 50-60-х годах, ядерного оружия.

Неожиданно оказалось, что это оружие представляет собой угрозу не только для противника, и для всего человечества, для всей окружающей среды. Осознание страшной опасности потрясло народы, заставило открыть глаза на глобальные проблемы.

В дальнейшем, проводя исследования эффективности действия ядерного кия на противника, ученые - опять неожиданно для себя и своих политических и военных заказчиков - выявили, что даже "ограниченная" ядерная война будет означать либо исчезновение рода человеческого, либо его деградацию до уровня ниже доисторического.

Трагическая обеспокоенность ученых вылилась в манифест крупнейших мыслителей нашего века Б. Рассела и А. Эйнштейна, обнародованный в 1957 г. адской деревушке Пагуош, и положивший начало Пагуомскому движению ученых.

В последние годы термин «экология» приобрел исключительную популярность. Однако, совсем недавно, еще в 1960-е годы, оно было известно лишь узкому кругу ученых, в основном, биологов. Юридически изобретателем термина «экология» является последователь Чарльза Дарвина Эрнст Геккель, в конце прошлого века определивший экологию, «как общую науку об отношениях организмов с окружающей средой».

Отечественные и зарубежные авторы исходят из положения о том, что в современных условиях происходит смена мировоззренческих парадигм - на первое место выдвигаются гносеологические и аксиологические основания. И в этом смысле экологическая безопасность рассматривается в тесной взаимосвязи со спектром потребностей и интересов отношения людей к окружающей среде.

Системное исследование экологических проблем и безопасности в современных условиях немыслимо без математического моделирования, системного анализа и теории вероятности, стохастических и статистических методов исследования. Это нашло свое отражение в «системной экологии», экологическом императиве с обратной экологической связью, разработанной академиком Н.Н. Моисеевым. Академик Н.Н. Моисеев считает целесообразным заменить "устойчивое развитие" на термин "коэволюция человека и биосферы", так как экологической нишей человечества является вся биосфера. Систематизацией экологических и экосоциапьных законов, также занимался своих трудах Н.Ф. Реймерс.

С целью привлечения внимания мирового сообщества, деятельность ученых, в области появившихся глобальных проблем, объединил в начале 70-х годах XX столетия Римский клуб.

Римский клуб - это неформальная организация, проводящая международные научные конференции и творческие дискуссии, стремящаяся работать в интересах всего человечества и привлекать внимание общественности и правительств к вопросам, которые волнуют мир сегодня, к прогнозам ближайшего и отдаленного будущего. Римский клуб насчитывает свыше 100 независимых экспертов - деятелей науки и культуры, бизнесменов, политических и общественных деятелей из 53 стран мира.

Первый доклад Римского клуба "Пределы роста", подготовленный под руководством Д. Медоуза, был опубликован в 1972 г. Он развивал идеи Форрестера. Доклад был издан тиражом 10 млн. экземпляров и вышел более чем на 30 языках.

Из других работ Римского клуба получили известность доклады «Человечество на перепутье" и "Первая глобальная революция".

В них изучались  вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и развития цивилизации с учетом неравномерности развития регионов, необходимости социальной справедливости, необходимости конверсии военной экономики, а также проблемы, связанные с явлением таких опасных явлений, как терроризм, индивидуальный и национальный эгоизм и др.

Существует достаточно большое количество исследований касающихся вопросов экологической безопасности, темнее менее, пока отсутствует концептуальная модель формирования экологической политики и культуры.

Практическое и теоретическое значение понятия и феномена экологической безопасности связано с выработкой новой парадигмы -концепцией устойчивого развития. Основные положения решения данных проблем нашли отражение в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию, материалах конференции ООН по окружающей среде и развитию Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.

На Всемирную конференцию по окружающей среде (1992 год, Рио-де-Жанейро) съехались 10 тысяч делегатов из 150 стран мира. Предыдущая конференция, с которой началось Международное движение за сохранение окружающей среды, состоялась 20 лет назад в Стокгольме. Именно 1992 стал отправной точкой, когда об экологической безопасности с политической точки зрения заговорили снова с международной трибуны. Киотский протокол 1997 года к рамочной конвенции ООН об изменении климата стал еще одним из значимых международных соглашений по вопросам окружающей среды мирового значения.

В связи с этим актуализируется необходимость изменения ориентиров социокультурного прогресса, что предполагает формирование экологической культуры, ориентирующей человека на коэволюционное развитие со своей природной средой обитания. Это, в первую очередь, требует широкое распространение экологических знаний, которое дало бы возможность предотвратить отрицательное влияние производственной деятельности человека на природный мир.

Именно эти тенденции современного общества стали причиной для ряда исследований, в которых рассматривается проблема безопасных взаимоотношений в системе «человек - общество - природа», обосновывается необходимость формирования экологической культуры. На базе экоцентрического типа экологического сознания становится возможным формирование экологической политики, безопасности и культуры посредством экологического образования и воспитания.

Экологическая политика, различные аспекты и проблемы экологической безопасности являются предметом пристального внимания зарубежных и отечественных ученых-политологов.

Значительный вклад в изучение вопросов влияния антропогенной деятельности на человечество, состояние экологии и угроз, возникающих при этом, внесли такие зарубежные специалисты, как Д. Белл, 3. Бжезински, Д. Браун, С. Девис и Б. Девис, Д. Колард. Б. Коммонер, Ф. Рамад, Ж. Розенау, С. Танака, А. Тоффлер.

Наиболее весомыми научными трудами в области глобальных экологических проблем и вопросов политической безопасности существования современного общества являются работы российских ученых А. Вавилова, А.Г. Воронова, Р.В. Гарковенко, И.Н. Герасимова, В.И. Данилова-Данильяна, KJL Кондратьева, К.А. Куркина, А.И. Мелуа, Ю. Одума, Б.Н. Порфирьева, Н.Ф. Реймерса, ЮЛ. Трусова, А.Д. Урсула, и других.

Эти ученые акцентируют свое внимание на возрастании роли мировой политики и международных отношений, взаимосвязанность и масштабность мировых процессов в экономической, политической, социальной и культурной жизни, с экологической составляющей.

Большой вклад в изучение проблем влияния экологической безопасности на развитие современного общества и политики развития государства внесли такие исследователи казахстанской науки, как Е.М. Арын, Д.Л. Байдельдинов, С.А. Бисембаева, В.Н. Василенко, А.К. Закумбаев, Б.А. Мухамеджанов, А.Н. Нысанбаев, Г.К. Сагимбаев, М.Б. Татимов, которые изучая, различные аспекты современных политических тенденций обращают непосредственное внимание на важность влияния экологических проблем на государственном, региональном и мировом уровнях, обращая особое внимание на обстановку в Республике Казахстан.

Среди казахстанских исследователей в этом направлении интерес представляют работы А.Б. Самаковой, исследующей вопросы устойчивого развития страны и существующие угрозы в плане экологической ситуации и возможности технологического развития в республике, раскрывается деятельность правительства, государственных органов по реализации экологической политики в стране.

Большую роль в разрешении экологических проблем и улучшения экологической ситуации играет законодательная база любого государства. Правовые, законодательные и политические аспекты экологических проблем в Республике Казахстан анализирует в своих работах Т.Сыздыков, где исследуется развитие казахстанской правотворческой деятельности в области экологической политики, находящейся процессе становления, в стадии разработки экологического кодекса.

С начала XXI века появилось ряд диссертационных исследований посвященных генезису экологической проблематике по разным направлениям, в которых изучаются проблемы экологической безопасности во взаимосвязи с политической составляющей, и прогнозы в этой области, из них можно выделить С.А. Сергиенко, Г.А. Кушалиеву, анализирующих вопросы безопасности связанные с развитием экологической политики и стратегии развития Республики Казахстан.

Государственной экологической политике Республики Казахстан посвящен ряд работ А.У. Рахимовой [4], где исследуется сущность экологической политики, с точки зрения выяснения значения и смысла ее феноменов, определения структуры ценностей, которые закладываются в это понятие. Рассматриваются взаимоотношения властей с политическими и общественными структурами в решении экологических проблем.

Вопросы влияния и взаимосвязи формирования экологического сознания и экологической культуры в Республике на состояние экологической обстановки, проблемы экологической социализации, как усвоения определенного объема социально-политических, экологических знания и сознания, затрагиваются в работах О.В. Карповой.

Деятельность неправительственных общественных организаций в Казахстане и вопросам международного сотрудничества в плане экологической политики, изучалась Р.Б. Крылдаковой.

Ценность для изучения рассматриваемого вопроса, в контексте разных направлений экологического развития Республики Казахстан составили разработки А.С. Бейсеновой, Ж.Д. Достая, А.И. Жангарина, А.Ж. Жулаева, Ж.К. Касымбекова Р.К. Кайдаровой, К. Каймолдиновой, С.К. Сартбаева, А.А. Турсунова, В.И. Фурсова, Ж.Б. Шилдебаева.

Анализу становления и формирования политики Республики Казахстан в контексте проблем преобразования социально-политической, экономической и духовной сферы страны, затрагивающих область экологии сознания и безопасности, взаимовлияния всех составляющих национальной стратегии развития государства посвящены труды Р.Б. Абсаттарова, А.И. Артемьева, Л.К. Бакаева, СМ. Борбасова, Ж.К. Джунусовой, Н.В. Романовой и других.

Проблема экологической безопасности в современной науке является постоянным объектом наблюдения и исследования как у зарубежных ученых, так и отечественных, и в силу своей актуальности для жизнедеятельности человека-государства-общества будет постоянно развиваться и находиться в центре внимания.

 

Литература 

  1. Маркс К, Энгельс Ф. Диалектика природы. - M.: ПСС. Соч. 2-е изд. -Т. 22.
  2. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. -M., 1995.-162 с.
  3. Вернадский В.И. «Философские мысли натуралиста». - M.: Наука, 1980. - 322 с.
  4. Рахимова А. У. Политика Казахстана в области охраны окружающей среды //Проектирование, строительство и эксплуатация транспортно-коммуникационных сооружений: Межвузовский сб. научных трудов. -Алматы: КазАТКим. М. Тынышпаева, 2000. -Вып.9. - С. 185-188.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.