К вопросу регулирования религиозных отношении: зарубежный опыт

Проблема регулирования религиозных отношений являются важной сферой внутренней политики, от которой во многом зависит состояние межнационального взаимодействия, психологический климат и общественно-политическая ситуация в стране.

Рост числа новых религиозных движений обусловил появление ряда принципиально новых вопросов и проблем в сфере взаимодействия государства и общества. В настоящее время встает вопрос о необходи­мости современного научного понимания регулирования религиозных отношений в Республике Казахстан.

Все 21 лет независимости общественные отношения подкреплялись в республике, взвешенной государ­ственной политикой в области межконфессиональных отношений, которая сформировала устойчивый иммунитет общественного сознания к радикализму. Основа этой политики - либеральное законодатель­ство, веротерпимость и плюрализм. В Конституции страны закреплены светский характер государства, гарантии прав граждан на свободу совести, отсутствие протекционизма в отношении какой бы то ни было религии, толерантное отношение ко всем конфессиям [1, С. 4-5, 8].

Как подчеркнул Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев: «Мы гарантируем и обеспечиваем полное равноправие всех религий и межконфессиональное согласие в Казахстане. Мы уважаем и развива­ем лучшие традиции Ислама, других мировых и традиционных религий, но строим современное светское государство» [2].

Это говорит о том, что наше светское демократическое государство с многонациональным и много­конфессиональным составом, не допускает привилегий какой-либо одной религии, но при этом не забывает об исторически сложившихся основных конфессиях и заинтересована в сохранении межкон­фессионального баланса.

В новом Послании народу Казахстана, которая называется «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства», Президент Республики Казахстан - Лидер нации Нурсултан Назарбаев сказал о том,что«мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан - светское государство.

Мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны. Мы должны брать лучшие модели поведения. Стратегия, которую я объявляю, готовит наш народ жить в XXI веке, а не в средневековье» [3].

Исходя из Послания Президента, нам несомненно следует взять на вооружение зарубежный опыт регулирования религиозных отношений так, как лишь опираясь на мировой опыт регулирования религи­озных отношений, мы сможем создать правильную выработку механизмов регулирования религиозных отношений в нашем суверенном Казахстане.

Для полного представления о процессе регулирования религиозных отношений в нашей стране, необходимо учесть опыт зарубежных стран в области политико-правого регулирования религиозных отношений.

Казахстанский ученый Ж.О. Онлашева для понимания видов государственной политики в области религии классифицирует государства в зависимости от их отношения к религии и идеологии:

  1. Государства, в которых признана одна государственная религия - Катар, Коста-Рика, Пакистан, Иран и другие;
  2. Государства, в которых та или иная религия занимает господствующее положение или является официальной - Дания, Соединенное Королевство и другие;
  3. Государства, не имеющие официальной религии - Аргентина, Болгария, Испания, Италия, Маврикий, Таиланд и другие;
  4. Государства, в которых церковь отделена от государства - Нидерланды, Перу, Португалия, США, Франция и другие;
  5. Государства, имеющие соглашения с церковью - Боливия, Италия, Колумбия и другие;
  6. Государства с атеистической идеологией - государства социалистического лагеря и другие;
  7. Светские государства или государства, занимающие нейтральную позицию [4, С. 124].

Отделение религии от государства - принцип взаимоотношений между государственной властью и религии, который означает, что религиозные организации не имеют государственных функций - не является, как показывает практика, в таких государствах полным разграничителем сфер деятельности государства и религии. Скорее всего, этот принцип в таких государствах означает, что государственная идеология не является религиозной. При этом религиозные сообщества могут влиять на политические процессы.

В государствах, имеющих соглашения с религиозными организациями, такая организация занимает привилегированное положение в силу соглашения, что уже выделяет ее среди других. Например, В Конституции Итальянской Республики закреплено, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей им сфере, и их отношения регулируются Латеранскими соглашениями [5, С.424].

Как показывает анализ государственно-конфессиональных отношений в зарубежных странах, особен­ности светского характера государства в различных регионах зависят от исторических, этнических, политических, социально-экономических факторов.

Во-первых, во многих странах религия играла и продолжает играть важную роль в жизни общества, влияя через культуру, традиции. Только ряд стран коммунистической направленности не допускают влияния религии на жизнь общества и государства.

Во-вторых, хотя европейские страны не являются религиозными в том смысле, как это понимается в отношении исламских стран, тем не менее, религия также влияет на политическую жизнь государств через деятельность христианских политических партий. Даже при том, что в ряде европейских стран действует принцип отделения церкви от государства, партии, основанные на религиозных христианских ценностях, принимают активное участие в решении важнейших государственных вопросов. Фактически такие страны можно признать клерикальными.

В-третьих, в странах СНГ влияние религии на политику возрастает с каждым годом. Имеется тенден­ция к созданию статуса традиционных конфессий. Фактически все страны СНГ определились в отноше­нии политики в сфере религии и поддерживают те конфессии, которые уже давно действуют на их терри­тории и являются культурообразующими для них.

В-четвертых, каждая страна имеет свою уникальную форму отношений с религиозными объединения­ми. Факторами, воздействующими на политику государства в этой сфере, являются история развития религиозной ситуации, этнический состав населения, геополитическое положение страны и т.д. В процес­се развития государственно-конфессиональных отношений создается именно то отношение к религии, которое позволяет сохранить стабильность и обеспечить развитие духовности в обществе. Поэтому опасно навязывать одной стране те принципы и методы государственной политики, которые действенны в другой, без учета религиозной ситуации и традиций в обществе.

В-пятых, с учетом вышесказанного можно сделать вывод, что религия является одним из важнейших факторов политической жизни мирового сообщества. Особенно сильно влияние религии на жизнь европейского общества и исламского мира. В Европейских странах существует практика традиционных церквей. В целом практически во всех странах, кроме атеистических, религия формирует культуру и мировосприятие населения, отношение к государству, правам человека и т.д., а если говорить о влиянии религии в мировом масштабе - религия, как правильно писал Тойнби, является одной из двух составляю­щих цивилизацию. Поэтому политика согласия культур и цивилизаций через диалог религий, проводимая Президентом Казахстана Назарбаевым Н.А., является единственной верной для мирового сообщества, страны которого характеризуются пестротой и неповторимостью религиозной ситуации.

Таким образом, смысл и необходимость проведения съездов лидеров мировых и традиционных рели­гий заключается не только в согласии между конфессиями, но и мирном сосуществовании цивилизаций.

Как показывает анализ государственно-конфессиональных отношений в зарубежных странах, в мировой практике многие конфессии получают статус традиционных или особых. Пути придания конфессии статуса традиционной можно разделить на следующие:

  1. законодательное закрепление статуса государственной религии;
  2. законодательное закрепление статуса официальной церкви;
  3. создание и деятельность политических партий на религиозной основе;
  4. привлечение одной или нескольких конфессий к участию в государственно значимых процессах и мероприятиях;
  5. финансирование деятельности определенных религиозных объединений;
  6. разделение объединений на церкви (религиозные объединения) и ассоциации (общественные объединения, к которым в ряде европейских стран относят Свидетелей Иеговы, Церковь саентологии);
  7. выделение в законодательстве роли или значимости определенной конфессии;
  8. подписание конкордата, договора.

В качестве примера закрепления статуса государственной религии можно привести практику Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии, Египта, Иордании и других странах. Так, статья 2 Постоянной конституции Арабской Республики Египет 1971 года закрепила: «Ислам - государственная религия, арабский язык - официальный язык государства. Положения мусульманского права - шариата - являются основой законодательства». Конституция Иордании от 8 января 1952 г. также установила, что «Ислам является религией государства».

Статус официальной церкви получила Норвежская евангелическая лютеранская церковь, Финская евангелическо-лютеранская церковь, в Англии - Англиканская церковь и т.д. Параграфы 4 и 6 Конститу­ции Королевства Дании закрепили: «Евангелическая Лютеранская Церковь является Официальной Церковью Дании и, как таковая, пользуется поддержкой государства»; «Король должен быть членом Евангелической Лютеранской Церкви». В Дании глава королевского дома является официальным главой государственной церкви. Статья 62 Конституции Республики Исландия устанавливает: «Евангелическо-Лютеранская Церковь является государственной Церковью и как таковая пользуется поддержкой и покровительством государства».

В Швеции глава королевского дома является официальным главой государственной церкви.

В ряде европейских стран существует практика создания политических партий на религиозной основе. Например, в Нидерландах действуют Христианско-демократический призыв (ХДП) - крупнейшая политическая партия страны, образованная в 1980 в результате объединения трех христианско-демократических партий: Католической народной (основанной в 1945), Антиреволюционной (протестантской, основанной в 1878) и Христианско-исторического союза (реформаторского, основанного в 1908); Христианский союз (ХС) - основан в 2001 в результате объединения Реформистской политической федерации и Реформистского политического союза и Государственная реформистская партия (ГРП) -консервативная партия, опирающаяся на доктрину голландской реформаторской церкви.

В Италии функционируют 4 партии христианского направления. Это «Вперед, Италия» (ВИ), основан­ная Сильвио Берлускони и входящая в состав Европейской народной партии (европейское объединение христианско-демократических и правых партий); «Христианско-демократический центр» (ХДЦ), опираю­щийся на ценности и традиции «либерально-демократического католицизма»; Объединенные христиан­ские демократы (ОХД), отстаивающая реформу социального государства с опорой на семью и «самопо­мощь» и на основе «христианской социальной доктрины»; Итальянская народная партия как официаль­ная преемница Христианско-демократической партии, определяющая себя организацией, вдохновленной христианскими идеями, проявляющимися в «религиозных и гражданских ценностях итальянского народа», но открытой для лиц других конфессий.

Конкордаты (соглашения), как правило, подписываются государствами с Римской католической церковью. В Конституции Италии традиционная религия страны закреплена: «Государство и Католиче­ская Церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому сфере» (статья 7). Поскольку существует конкордат только с этой конфессией, в Италии все религии разделены на два разряда: «католическая» (ст. 7), с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии (ст. 8). Мотивация сотрудничества государства с Католической Церковью в статье 9 Конкордата сформулирова-на следующим образом: «Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и учиты-вая, что ігринципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа...». Притом, что Конституция Италии устанавливает: что граждане равноправны без различия религии (ст.3), что все религиозные исповедания в равной мере свободны перед законом (ч.1 ст.8), она содержит раздельные положения о католической церкви и иных церквах: о том, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере, а их отношения «регулируются Латеранскими договорами» (ст.7), что некатолические вероисповедания имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правовому порядку, а их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с органами, представляющи­ми эти вероисповедания (ч.2, 3 ст.8 Конституции Италии).

В Грузии парламент внёс 30 марта 2001 года в Конституцию дополнение, согласно которому между государством Грузия и Автокефальной Православной Апостольской Церковью Грузии установлены конкордатные отношения. Эти отношения регулируются специальным Конституционным соглашением. Соглашение регламентирует отношения Церкви и государства и затрагивает следующие темы: армию, исправительно-трудовые учреждения, медицинские учреждения, образование, социальную деятельность, брак, имущественные отношения и финансирование церкви. Основные положения сформулированы следующим образом: Церковь свои функции выполняет на основе норм канонического права, в рамках настоящего Соглашения и в рамках законодательства Грузии; духовные лица не подлежат призыву в армию; представители духовенства имеют право не давать показания по фактам, которые им доверили как духовным наставникам или которые им стали известны; государство признает брак, зарегистрированный Церковью; государство обеспечивает создание института военных священников в армии; государство обеспечивает создание института капелланов в тюрьмах; учебные программы предмета по право­славному вероисповеданию и кандидатуры преподавателей утверждает государство по представлению Церкви; государство и Церковь имеют право осуществлять совместные программы социального обеспе­чения; имущество Церкви освобождено от налога на землю и от налога на имущество; собственность Церкви и другие имущественные права защищены законом; государство не имеет право отчуждать от Церкви её имущество; Церковь имеет право получать пожертвования, а также доходы от передачи своего имущества в аренду.

В Испании Единый закон о религиозной свободе говорит о возможности особых «соглашений и договоров о сотрудничестве испанского государства с теми же церквами и религиозными общинами, которые, судя по сфере их деятельности и числу верующих, получили явное укоренение в Испании». В Испании, помимо традиционной Католической Церкви, только Федерация евангелистических общин, Федерация израильских общин и Исламская комиссия имеют с правительством соглашения, обеспечива­ющие неприкосновенность мест поклонения и погребения, уважение религиозных правил, определенные налоговые льготы. Последователи всех других конфессий соглашений со светской властью не имеют, действуют на основании общих законов, включены в государственный реестр религиозных объединений, что дает им определенный правовой статус. Все это вполне определенно закреплено и в Конституции Испании: «Никакая религия не может быть государственной. Органы власти принимают во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживают соответствующие отношения сотрудниче­ства с Католической Церковью и другими конфессиями» (п.3 ст.16 Конституции Испании 1978 г.).

В законодательстве Монголии (1993г.) было закреплено господствующее положение буддизма и запрещено «проводить деятельность чуждую традициям и обычаям монгольского народа».

Конституция Литовской Республики гласит: «Государство признает традиционные в Литве церкви и организации, а другие... - в случае, если они имеют опору в обществе и их учение и обряды не противоре­чат закону и нравственности» (ст.43).

Также своеобразным признанием традиционности религиозных объединений является установление временного ценза для регистрации религиозных объединений.

В чем необходимость создания статуса особых, традиционных конфессий?

Как отмечает Понкин И.В., дифференциация всего массива существующих религиозных объединений по времени создания, численности приверженцев и распространению по территории страны является справедливым шагом и присуща законодательствам многих стран. Законодательное закрепление перечня традиционных религиозных организаций имеет множество прецедентов в различных странах мира. Так, в Англии традиционной религией является англиканская, в Израиле - иудейская, в Боливии и Аргентине -римская апостольская католическая религия. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль. Впрочем, во всех указанных странах гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государственной существуют другие конфессии.

В ряде стран (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Судан, Иордания), населенных в основном мусульманами, законодательное закрепление за исламом статуса государственной религии не требуется в силу того, что конституционно-правовой статус господствующей религии опирается на мощную практику обычного права, глубоко укорененного в психологическом, историческом и этнокультурном типе среднестатистического гражданина этих стран. В законодательстве государств мира - Норвегии, Дании, Аргентины, Великобритании и др. - либо закрепляется статус государственной за определенной религией, либо присутствуют его черты. В других государствах выделены и наделены соответствующим конституционно-правовым статусом традиционные религии.

Нередко в тех странах, где никакая религия не имеет юридического статуса государственной, офици­альной или хотя бы традиционной (ФРГ, Япония и др.), одна из существующих церквей проявляет стрем­ление создать для себя предпочтительное, преобладающее положение в общегосударственном или регио­нальном масштабе. При этом используется не только многовековая традиция значительной части населе­ния, но и полуофициальная поддержка со стороны властей. Англиканскую церковь в Англии и Пресвите­рианскую церковь в Шотландии возглавляет британский монарх, который назначает на высшие церков­ные должности и оказывает влияние на церковную политику. Зарубежная практика показывает, что одним из приоритетных направлений политики государства в сфере отношений с религиозными объединениями является законодательное закрепление статуса традиционных для данной страны религиозных организаций. Подобная практика позволяет государству опереться на традиционные религиозные органи­зации в сферах культурного воспитания населения, развития национально-культурных традиций, повышения нравственной и, как следствие, правовой культуры, духовно-нравственного и патриотическо­го образования и др. [6].

Самым приемлемым типом взаимоотношений государства и религии, считаем кооперационный тип (социальное партнерство), при котором государство решает социальные проблемы совместно с религи­озными объединениями. Примером такого типа отношений можно считать государственно-конфессио­нальные отношения в Германии, где, при отсутствии государственной религии, Римско-католическая и Евангелическо-лютеранская Церковь имеют статус «корпораций публичного права» и осуществляют различные формы социального служения во взаимодействии с государством [7]. Проанализировав государственно-церковные отношения в них, можно обнаружить, что их общими чертами являются:

1) индивидуальная и коллективная свобода богослужений;

2) признание церковной автономии;

3) государ­ственная поддержка капелланов в государственных институтах;

4) финансовые послабления в форме прямой поддержки или налоговых льгот;

5) допуск в средства массовой информации и в государственный образовательный сектор.

Кроме этого, несомненно, в сферу интересов государства входит обеспечение общественного порядка и безопасности, в сферу интересов религиозных организаций - молитвы, религиозная практика, прозели­тизм, наконец, в сферу их общих интересов - образование, благотворительность, общественное благополучие.

  1. Конституция Республики Казахстан. - Алматы: Юридическая литература, 2002. - 39 с.
  2. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» // Казахстанская правда. - 2006 - 2 марта. - №45-46.
  3. Назарбаев НА. «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства». Послание Президента РК народу Казахстана //Казахстанская правда - 14 декабря 2012 г.
  4. Онлашева Ж. О. Формирование государственной политики в сфере религии в Казахстане // Религия, наука и СМИ: диалог сотрудничества: материалы республиканской конференции-Астана: МКИ РК 2006-162 с. (С. 123-133).
  5. Конституция Итальянской Республики (22.12.1947) // Конституции государств Европейского союза / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. -М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. - 816с. (С. 423-450).
  6. religion.ng.ru.
  7. Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. -

М., 2007.

Год: 2013
Город: Алматы