Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Международное значение казахстанского опыта культуры межэтнического общения

В комплексе проблем развития многонационального, многоконфессио­нального общества, характеризующегося сложностью и противоречивостью национального вопроса и межнациональных отношений, занимают исключи­тельно важное место. Поэтому взаимное использование опыта успешной национальной политики различными странами мира весьма актуально в условиях, когда человечество переходит к цивилизованному, справедливому обществу. В связи с этим следует подчеркнуть, что все народы Казахстана свободно развиваются и взаимобогащаются. 20-летие независимости Респуб­лики Казахстан яркая демонстрация единства многонационального казах­станского народа, его верности принципам культуры межэтнического обще­ния. Известный французский общественный деятель Альбер Фишлер пишет: «Сегодня Независимому Казахстану 20-лет - короткий период, но позволяю­щий подвести итог развития молодой республики, которой пришлось стол­кнуться с огромными проблемами, чтобы «выйти из тени» и проявить себя во всей красе в международном сообществе». 

Первым вызовом, на наш взгляд, было формирование «казахстанского патриотизма», достаточно крепкого, чтобы сплотить эту малонаселенную, но многонациональную и многоконфессиональную страну. В ее первой Консти­туции сделан акцент на уважении различий, но при сохранении единства вокруг одного флага, который символизирует объединение народов под одним солнцем и под защитой степного орла. Что же касается другого символа единства-Байтерека, то он заявляет всему миру, что здесь создается действи­тельно открытое для всех без исключения общества. Также мы можем ска­зать, что в сегодняшнем неспокойном мире Казахстан является хорошим при­мером межэтнического и межконфессионального согласия [1]. 

В связи с этим возникает вопрос, на каком основании опыт решения нацио­нального вопроса и культуры межэтнического общения в нашей стране нуж­но отнести к числу событий, имеющих международное значение для разви­тия многонациональных государств мира? Прежде всего, надо сказать, что Казахстан создал уникальную модель культуры межэтнического общения. Можно выделить, по крайней мере, следующие три объективных критерия для того, чтобы признать его международную значимость. Во-первых, типические, характерные явления, присущие данной эпохе всемирной истории, которые будут повторяться в своих существенных чертах в других многона­циональных странах. Во-вторых, способность влиять на ход исторического развития, служить примером, образом, моделью для других многонациональ­ных государств. В-третьих, элементы опыта, которые могут быть использова­ны другими народами мира.

Правильный научный методологический подход к оценке событий, имею­щих международную значимость, состоит в том, чтобы рассмотреть их роль в формировании системы характерных явлений эпохи - переход от нецивили­зованного к цивилизованному обществу. Казахстанский опыт решения наци­онального вопроса и культуры межэтнического общения - одно из важней­ших звеньев в общей системе новых явлений, из совокупности которых скла­дывается национальный, социальный прогресс.

Деятельность казахстанского общества в области решения нацио­нального вопроса, развития национальных отношений имеет огромное меж­дународное значение, является поучительной для мирового сообщества, национально-освободительного движения, для будущего мира и всего мно­гонационального человечества.

При анализе международного значения созидательной работы казах­станского государства, направленной на дальнейшее развитие и взаимо­обогащение наций, народностей, национальных и этнических групп, необ­ходимо учитывать состояние национальных проблем в мире, специфиче­ские условия для применения опыта, накопленного цивилизованным обществом. Многонациональные-капиталистические, развивающиеся, социалистические страны существенно отличны друг от друга по социаль­но-экономической и политической структуре. Поэтому характер масштабы и формы использования опыта развития национальных отношений в Рес­публике Казахстан в этих странах имеют свои особенности.

Международное влияние опыта Республики Казахстан в разрешении национального вопроса, в развитии многонационального, многоконфессио­нального государства, определяется как богатством и всеобщей значимостью этого опыта, так и основным содержанием современной эпохи - эпохи пере­хода к цивилизованному, справедливому обществу. В условиях борьбы циви­лизованной и нецивилизованной систем, представляющих восходящую и исходящую линии общественного развития, происходит историческая про­верка двух подходов к национальному вопросу - ненаучного и научного.

Жизненная важность этого вопроса обусловлена, прежде всего, многона­циональным, многоконфессиональным составом населения земного шара. В настоящее время в мире насчитывается более 3 тыс. различных народов - от мелких племен, численность которых измеряется сотнями человек, до много­миллионных народов. При этом более 320 крупных народов (более 1 млн. человек каждый) охватывает 95% всего населения мира, а на долю неболь­ших народов (меньше 100 тыс. человек каждый) приходится в общей сложно­сти лишь около 0,5% всего человечества. Более 90% представителей разных народов мира входят в состав многонациональных государств. Народы мира объединены в 243 государств (из числа которых 198 - членов ООН). Из них 205 - суверенных государств, 38 являются зависимы от развитых капиталис­тических держав.

Следует отметить, что население, как отдельного государства, так и плане­ты в целом ежегодно увеличивается. В настоящее время человечества дви­жется в будущее «со скоростью» в среднем 160 человек в минуту, 9400 чело­век в час, 230 тысяч человек в день, более 7 млн. человек в месяц и около 80 млн. человек в год. К концу XXI века населения земного шара достигнет 12,5 млрд. человек, а в Казахстане составит 50 млн. человек [2].

Объединение усилий 140 национальностей, развитие экономики, культуры, языка в масштабе Казахстана, занимающей шестое место в мире по террито­рии (2717 300 кв. км.) и пятидесятое - по населению, отличающейся исклю­чительным многообразием природных условий, в решающей степени опреде­ляют повышение производительности общественного труда, рост экономики и культуры всех народов. В связи с этим казахстанский опыт научного реше­ния национального вопроса - выступает как наиболее важный пример для других многонациональных государств.

Практика решения национального вопроса в Республике Казахстан проде­монстрировала роль многонационального, многоконфессионального государ­ства в реализации преимуществ народно-демократического, справедливого общества для обеспечения ускоренного развития производительных сил, материальной и духовной культуры как основы ликвидации фактического неравенства наций, народностей, национальных и этнических групп, их все­стороннего развития и взаимосближения.

Всестороннее развитие наций, народностей, национальных и этнических групп в процессе строительства народно-демократического, справедливого общества в нашей стране - это также один из источников международной значимости опыта научной национальной политики Республики Казахстан.

Разрешение национального вопроса в Республике Казахстан наглядно и убедительно показало народам всего мира, что подлинное равноправие национальностей может быть достигнуто только в условиях реализаций науч­ной национальной политики и справедливого общества. Это со своей очевид­ностью подтверждается, в частности, на примере решения в Республике цыганского вопроса, который в условиях европейского общества не может быть решен в интересах населения - цыганов.

Опыт строительства казахстанского многонационального, многоконфес­сионального государства блестяще подтвердил выводы науки:

  • что национальный вопрос последовательно может быть решен только на базе народно-демократического, цивилизованного переустройства общества;
  • что в отличие от формальной буржуазной, социалистической, совет­ской демократии, провозглашающей, ни никогда на практике не осуществля­ющей национальное равенство, подлинно-казахстанская демократия гаран­тирует народом равные права и возможности, создает условия для решения национальных проблем с учетом коренных интересов населения различных национальностей;
  • что теснейшее единство, всестороннее развитие и неуклонное взаимо­обогащение всех народов Казахстанско-демократической страны определя­ются природой нашего строя, выступают как объективная закономерность развития цивилизованного, справедливого общества;
  • что дружба и культура общения народов Казахстана является более жизнеспособной и совершенной формой устройства многонационационального, многоконфессионального государства, гармонически сочетающей инте­ресы всего общества с интересами каждой национальности, личности.

Таким образом, казахстанское научное решение национального вопроса выдержало испытание на практике, а казахстанская национальная полити­ка одержала победу.

Формирование и успешное развитие многонациональной, многокон­фессиональной Республики Казахстан как унитарное государство, является важной вехой в социальном прогрессе всего человечества. Казахстанский опыт создания унитарного многонационального, многоконфессионального государства, построения общими усилиями наших народов демократическо­го, справедливого общества, решения сложнейшего национального, конфес­сионального вопроса получил мировое признание и его опыт оказывает нео­ценимую помощь всем борцам за справедливость и равенство пародов.

Вместе с тем, казахстанский опыт развития унитарного многонациональ­ного, многоконфессионального государства нового типа показывает, что только научное решение национального вопроса обеспечивает тесное объе­динение всех национальностей во главе казахского народа в целях ликви­дации системы национального гнета и неравенства. Решающей политиче­ской предпосылкой задачи, формирования казахстанско-демократического образа жизни наций, народностей, национальных и этнических групп страны явилось установление культуры межэтнического общения. Республика Казахстан проложила столбовую дорогу научному решению национального вопроса, утверждению нового типа - казахстанского «ноу-хау»: межнацио­нального, межконфессионального согласия.

Опыт независимого, суверенного казахстанского государства под­твердил, что только на основе построение справедливого общества, ликви­дации фактического неравенства народов и развития их уровней, обеспече­ния подлинно-народной демократии для населения и ее осуществления в жизни, приобщения широких народных масс к управлению делами государства и активному историческому творчеству - возможно разрешения национального вопроса и развитие культуры межэтнического общения. Оно ведет к формированию и консолидации многонационального казахстанского народа как гражданской и этнополитической общности [3].

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун неоднократно подчерки­вал, что демократический Казахстан силен своим примером. Жизнь под­твердила его слова в том, что пример многонационального, многоконфессио­нального государства в Казахстане будет стоять живым образом перед народами мира, и пропагандистское, преобразующее действие этого образца будет величайшим.

Важнейшим фактором успешного решения национального вопроса явля­ется руководящая и направляющая деятельность казахстанского государ­ства, его постоянная забота о соблюдении общенационально-интернацио­нальных и патриотических принципов при осуществления национальной политики, проявление огромнейшей внимательности к интересам всех нацио­нальностей страны, привлечение на сторону демократического, справедливо­го общества всех подлинно творческих сил народов, непримиримая борь­ба против шовинизма, национализма, трайбализма, отклонений от принципов культуры межэтнического общения в национальном вопросе.

Справедливое общество, возникшее на основе разрешения социальных и экономических противоречий капиталистического, социалистического обще­ства, становится идеалом для преобразующих, революционных сил колоний и полуколоний. На фоне этих всемирных событий четко прослеживается международное значение решения национального вопроса и культуры межэт­нического общения в нашей стране. Некоторые основные черты историческо­го процесса утверждения дружбы народов в Республике Казахстан прояви­лись в развитии межгосударственных отношений стран ЕврАзЭС. Подлинная дружба народов Республики Казахстан явилась прообразом мирового циви­лизованного содружества народов. Вместе с тем практика показала, что утверждение дружбы народов в межгосударственных отношениях более трудный и сложный процесс, чем утверждение дружбы народов во внутриго­сударственных национальных отношениях.

Первые практические шаги в разрешении национального вопроса и форми­рования культуры межэтнического общения в нашей стране способствовали возникновению доверия народов Европы, Азия, Африки, Северной и Латин­ской Америки, поднимали наш моральный и политический престиж, вызыва­ли восхищение прогрессивных деятелей мира.

Известная индийская художница Дина Шарма, отмечая огромное достиже­ние в решении национального вопроса в Казахстане и влияние его на народы Востока, говорила, что казахстанцы живут в раю [4].

Астана становилась новой «Меккой» для народов, борющихся за равнопра­вию и национальную свободу.

Превращение Казахстана из «ГУЛАГа - тюрьмы народов» в страну един­ства народов в корне изменило его роль в развитии культуры межэтническо­го общения и мирового национально-освободительного движения. Воздействие на развитие мирового обновляющего процесса многонациональная, много­конфессиональная страна казахских земель оказывала и оказывает, прежде всего, своими успехами в экономическом и культурном строительстве, дос­тигнутыми объединенными усилиями всех народов страны.

Казахстанский опыт культуры межэтнического общения ценен и потому, что Республика Казахстан является одной из самых многонациональных, много­конфессиональных стран мира. В ней проживает почти одна двадцать вторая часть всех наций, народностей, этнических, этнографических групп мира.

Следует отметить, что Республика Казахстан является страной не только крупных народов, но и малочисленных народов. В Казахстане такое соотно­шение больших и малочисленных народов, что в нем, в этом соотношении, как бы отразилось этническая картина мира. Так, больше половины населе­ния Казахстана составляют казахи. Казахская нация явилась основным ядром казахстанского содружества народов. В Казахстане проживает более 130 национальностей, основная масса которых рараселена в других странах: нем­цы, поляки, болгары, греки, курды, китайцы, уйгуры и другие.

Международная значимость казахстанского опыта решения национального вопроса и культуры межэтнического общения обусловлена тем, что в составе народов Казахстана было немало национальностей, которые совершили непосредственный переход от отсталости к социальному прогрессу. Дружба, сотрудничество, помощь обеспечели ранее отсталым малочисленным наро­дам ускорение развития их материальной и культурной жизни, обычаи, тра­диции и языка.

Значимость казахстанского опыта решения национального вопроса и куль­туры межэтнического общения усилилась и тем, что Республика Казахстан является не только азиатской, но и европейской державой - Евразией. Такое географическое положение страны учитывалось при разработке программы по национальному вопросу и казахстанской модели культуры межэтническо­го общения.

Международная значимость научной национальной политики Республики Казахстан определяется и тем, что она никогда не допускала отклонения от принципов, позиций культуры межэтнического общения. Коренные же инте­ресы казахстанского народа совпадают не только с прогрессом каждой национальности в отдельности, но и всего человечества в целом. Поэтому эта политика является глубоко национальной и одновременно общечеловече­ской, общенациональной. Выражая не временные, не преходящие, не част­ные, не местные, а коренные интересы, общие для всего многонационального человечества. Казахстан считает недопустимым противопоставление людей по территориальному, религиозному, расовому или национальному призна­кам. Национальная политика Республики Казахстан исходит из того, что люди различных наций, рас, вероисповеданий имеют общие интересы.

Единство коренных интересов всех народов и рас, лежащих в основе науч­ной национальной политики Республики Казахстан, в первую очередь и обу­словливает международную значимость казахстанского опыта в целом и в решении национального вопроса и культуры межнационального общения в особенности.

Сила международной значимости национальной политики Республики Ка­захстан порождается также тем, что она, как политика одной из важнейших частей международной научной политики, выражает вместе с тем интересы угнетенных народов - народов колоний и полуколоний, борющихся против национального гнета, за свое социальное и национальное освобождение.

Исходя из интересов национального и общечеловеческого не только вну­три каждой национальности, страны, но и в международном масштабе, Рес­публика Казахстан постоянно сочетала - подчиняла национальные интересы общечеловеческим, общенациональным. Этим также определяется сила пре­образующего воздействия ее научной национальной политики.

Научная национальная политика Республики Казахстан, получившая меж­дународное признание, строится с учетом основного содержания современ­ности - закономерностей строительства демократического, справедливого общества, общих для всех народов, стран, опирается на всестороннее изуче­ние и использование богатейшего опыта народов мира.

Сила воздействия научной национальной политики Республики Казахстан зависит не только от того, насколько адекватно она отражает международные факторы, но и от того, насколько она всесторонне учитывает национально-государственные особенности своей страны.

Международная значимость научной национальной политики Казахстана связана с выполнением ею общенациональных, общечеловеческих функций.

По мере вступления новых стран на путь демократического и цивилизо­ванного строительства и углубление социально-экономических, политиче­ских преобразований в них общенациональные рамки применения казахстан­ского опыта, масштабы его международной значимости будут постоянно расширяться. К его изучению будут обращаться все новые и новые слои населения, народы самых различных социалистических, развивающихся, капиталистических стран мира, и особенно Азии, Африки, Латинской Америки, где проблемы национального освобождения, ликвидации национального неравенства очень тесно переплетены с решением национального вопроса и социальными проблемами.

Сама научная национальная политика Республики Казахстан - образец учета своеобразия своей страны, конкретно-исторической ситуации на каждом отдельном этапе развития казахстанского общества. Поэтому творческое применение казахстанского опыта в других странах означает, во-первых, строжайший учет специфики страны, конкретно-исторической ситуации на каждом этапе развития при решении каждого конкретного вопроса. Во-вторых, дальнейшее развитие, совершенствование, обогащение коллективно-многонационального опыта всего мирового сообщества и своего собственного, проверенного в условиях своей страны.

Вице-президент международной организации «Поэты мира» Атанос Де Траси говорил: «В Казахстане с давних времен проживают разные народы, которые разговаривают на разных языках, но понимают друг друга. Как же они сохранили мир между собой? Я думаю, именно пространство заставляют людей помогать друг другу. При этом отмечу, что казахи очень дружелюбный народ, поэтому сегодня идея толерантности гармонично живет в обществе. К тому же о вашей идее все больше и больше узнают в мире, например, я у себя дома, в Париже, несколько раз видел программы, посвященные толерантности в Казахстане. Я рад за Казахстан - вы выбрали правильный путь!» [5].

Историческое значение казахстанского опыта в решении национального вопроса заключается в создании казахстанской модели межнационального и межконфессионального согласия - принципиально нового типа межнацио­нальных отношений. Будучи огромным завоеванием, не только Казахстанского народа, но и всего прогрессивного человечества, казахстанский опыт служит ориентиром для народов всего мира в определении путей дальнейше­го совершенствования дела построения справедливого, многонационального общества, укрепления подлинной дружбы и сотрудничества между народами.

Патриотические силы развивающихся, социалистических, капиталистиче­ских стран, бывших калоний и полуколоний и теперь с неослабевающим вниманием и интересом следят за успехами в Республике Казахстан, осуще­ствляемым во все возрастающих размерах.

Интерес этот не случаен. Опыт народов Казахстана впервые в истории Азии, Африки и Латинской Америки показал, что ранее угнетенные и заби­тые народы могут стать самостоятельными и активными творцами новой жизни и культуры межэтнического общения, если они сотрудничают и объе­диняют свои усилия в демократическом, цивилизованном строительстве с развитыми народами и т.д.

Вдохновляющее влияние казахстанского опыта создания унитарно-справедливого многонационального, многоконфессионального государства усили­лось и тем, что в составе его населения входят народы часто которых имеет общие с народами Европы, а часть - с народами зарубежного Востока. Например, дунганы, уйгуры, курды, турки, арабы Казахстана в своем этниче­ском облике, языке, быту и традициях имеют ряд общих черт с народами стран Азии и Африки. В одном только Северном Казахстане бытует несколь­ко десятков различных языков, сходных с теми, на которых говорят народы за рубежном Европы. Такое сочетание национальностей, сходных языков, а, следовательно, и сходных черт быта, обычаев, традиций, предполагает суще­ствование сородичей как на зарубежном Западе, так и на Востоке. Это обсто­ятельство учитывается правительством Казахстана при разработке концеп­ции национальных отношений.

Следует подчеркнуть, что международная значимость опыта решения национального вопроса и культуры общения народов в Республике Казахстан усиливается и тем, что за рубежом проживает часть населения этих нацио­нальностей. В начале XXI века, например, 5 млн. казахов проживало в Китае, России, Узбекистане, казахское население имеется и в Монголии, Западной Европе - в более 40 государствах мира. Некоторые казахстанские народы расселены в азиатских и европейских странах и т.д.

Социальный состав и политическая ориентация этих эмигрантов самые разнообразные. Они пристально следят за делами своих соотечественников, особо обращая внимание на то, как развивается национальная культура и язык, какое существует отношение к национальным культурным ценностям. Необходимо учитывать также, что пребывание на чужбине, где люди лишены возможности развивать свою национальную культуру, обостряет их нацио­нальную чувствительность. О достоинствах справедливого казахстанского общества, в условиях которого живут их соотечественники, они нередко судят по тому, как оно способствует развитию национальной культуры и язы­ка. Таким образом, нетрудно понять, почему ошибки и недостатки в осуще­ствлении национальной политики в каждом из регионов Республики Казах­стан могут обернуться ослаблением притягательной силы казахстанско-справедливого общества для тех или иных зарубежных народов.

Наша страна представляла пеструю картину и в религиозном отношении. Жители ее исповедовали ислам, христианство, иудаизм, буддизм, язычество и т.д. Многие народы Республики Казахстан исповедовали ислам. Ислам распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, в Средней Африке, Юго-Восточной Азии и частично в странах Дальнего Востока. Длительное господство ислама, возникшего еще в VIII веке, наложило определенный отпечаток на быт и традиции этих народов, на отношение к инаковерующим. Казахстанский опыт показал, что различие в религиозных воззрениях не может помешать дружбе людей, народов, их сотрудничеству в рамках одного государства [6].

Казахстанский опыт является ценным и в отношении разоблачении расиз­ма. В нашей стране проживают люди, принадлежащие к самым различным расовым группам. Здесь имеются расы как европейской, так и монгольской ветви. Немало казахстанских людей относятся к североевроиндской, балтий­ской, памиро-ферганской, центрально-азиатской, байкальской, дальневосточ­ной, южномонголоидной, туранской расам. Представители всех этих рас ока­зались при прочих равных условиях одинаково способными к историческому творчеству, к созданию материальных и культурных ценностей. А народы Республики Казахстан доказали практически, что справедливое общество для ранее угнетенных и отсталых народов - самый лучший и верный путь избав­ления от национального неравенства и гнета, ликвидации экономической и культурной отсталости, это путь ускоренного развития национального, соци­ального прогресса.

Каждый из регионов Республики Казахстан может служить примером для народов как Азии, Африки и Латинской Америки, так и Европы, Северной Америки.

Наши зарубежные друзья единодушно говорят, что цветущие казахстан­ские регионы лучше всего отражают успехи Республики Казахстан, что озна­комление с Алматой, Актюбинским, Чимкентом, Усть-Каменогорской, Уральским, Карагандой, Астаной дает им возможность глубже понять, что произошло в стране за 20 лет. Они воспринимают казахстанский опыт, как торжество разума, прогресса и благоденствия. Да и трудно не видеть великих перемен в жизни многонациональной Республики Казахстан. Сегодня нацио­нальности нашей страны формировались в казахстанский народ как граж­данская и этнополитическая общность. Женщины всех национальностей обрели равные права с мужчинами. Безкультурность ликвидирована. Здраво­охранение поднято на небывалую высоту. Жизненный уровень возрос. Лич­ность свободна, ее не сковывают теперь националистические, родовые, боль­шевистские, расистские предрассудки, не гнетет нужда, не ограничивают советские запреты и т.д.

На опыте национально-государственного, экономического и национально-культурного строительства в Республике Казахстан прослеживаются общие принципы разрешения национального вопроса и культуры межэтнического общения, которые имеют общественно-политическую ценность для всех как ранее угнетенных, отсталых народов, так и развитых народов. Бывая в Казахстане, представители «развивающих стран», узнают здесь много поучи­тельного и полезного, что можно было бы использовать в их странах. И этот опыт тем более привлекателен, что их история в чем-то сходно с историей бывших колониальных окраин Российской и Советской империей.

Каждый из казахстанских регионов может служит образцом братства и дружбы народов. Республика Казахстан предстала перед миром своего рода громадной лабораторией, в которой борьбой, трудом и жизнью испытаны и проверены научные принципы национальной политики в создании братства народов-культуры межэтнического общения.

Американский ученый - политолог Марта Олкотт отмечает: Как известно, этническая толерантность - один кирпичиков, на котором строится общество Казахстана. И это, конечно, большое достижение [7].

Казахстанский опыт решения национального вопроса и культуры межэтни­ческого общения является единым. Но это единство существует в многообра­зии, так как каждый из народов Республики Казахстан, каждая область име­ют определенную роль накоплении этого опыта.

На казахстанском опыте проявилась закономерность решения националь­ного вопроса и культуры межэтнического общения, имеющая всеобщий характер. Такие основные черты развития казахстанского содружества наро­дов, как унитарность объединения, равноправие национальностей и языков, учет национальных моментов в демократическо-государственном строитель­стве, как и многие другие существенные моменты, повторились в других многонациональных странах.

Многонациональный состав населения Республики Казахстан, дружествен­ное сотрудничество национальностей, тесно связанных как с народами Вос­тока, так и Запада, наличие в стране множества религий и рас делает особен­но ценным опыт развития казахстанского многонационального государства. На опыте братского сотрудничества народов Республики Казахстан народ­ные, прогрессивные массы Запада и Востока могли видеть пути своего разви­тия. В историческом прошлом, расселении народов, географическом положе­нии была заложена возможность, облегчающие влияние справедливого обще­ства, народно-демократического строительства в Республике Казахстан на развитие многонациональных, многоконфессиональных развивающихся, капиталистических, социалистических стран мира.

Опыт решения национального вопроса и развития культуры межэтниче­ского общения содержит в себе огромную возможность влиять на умы и настроения как угнетенных, так и развитых народов мира.

В США и европейских, азиатских университетах и научно-исследователь­ских институтах создана разветвлённая сеть подразделений (кафедры, отделы, секторы, группы) по изучению опыта Республики Казахстан и читают курсы казахстанской истории, культуры, в том числе решения национального вопроса.

Следует подчеркнуть, что освобождающиеся, и развитие народы мира проявляют повышенный интерес к казахстанской национальной политикие и культуре межэтнического общения. Великая притягательность многонацио­нального казахстанского общества особенно для более слабых и бедных народов заключается в том, что оно в течении короткого срока - 20 лет под­няло наиболее отсталый из евразийских стран до уровня наиболее передовыми и его опыт имеет исключительно важное международное значение.

Успехи развития экономики и национальной культуры народов Республи­ки Казахстан воздействуют на умы и настроения патриотических элементов стран Азии, Африки и Латинской Америки. При этом следует заметить, что наши недруги прилагают все усилия к тому, чтобы затормозить распростра­нение казахстанского опыта решения национального вопроса и культуры межэтнического общения в странах Азии, Африки и Латинской Америки, якобы казахстанский опыт не может служить для них примером и неприме­ним. Но как говорят в народе, ладонью не закроешь солнце. Правда о нацио­нальной политике и культуре межэтнического общения Республики Казах­стан проникает во все уголки земного шара. Прогрессивные мыслители мира приходят к непреложному выводу: если во всем мире установится дружба людей всех рас, наций и братство языков, культур, то все народы мира пре­одолеют отсталость и укрепить культуру общения народов.

Двадцать лет - это миг на часах истории. Но за этот короткий срок была проложена столбовая дорога к братству народов и культуре межэтнического общения. Социально-экономическое и политическо-правовое равенство народов стало исторической реальностью.

Казахстанское государство на деле блестяще использовало преимущества демократического, справедливого общества для организации братского содружества народов. Опыт решения национального вопроса и культуры межэтнического общения в Республике Казахстан - на родине 140 больших и малых национальностей - серьезный вклад в решение единой общенацио­нальной, общечеловеческой задачи цивилизованного сообщества, в утверж­дение культуры международного общения народов.

На опыте решения национального вопроса и развития культуры межэтнического общения в Республике Казахстан найдены принципы ее организации, многие из которых могут быть использованы во всех многонациональных, многоконфессиональных странах. Отметим некоторые из них.

  1. Историческая необходимость добровольного объединения на основе принципа самоопределения народов. Осуществить этот принцип - значит разорвать насильственные формы связи во имя достижения взаимного дове­рия и уважения между народами. Единение различных национальностей происходит на основе их свободного волеизъявления и культуры межэтни­ческого общению.
  2. Создание национальной государственности, развитие общенациональной культуры в многообразных национальных формах относятся к закономерно­стям научного решения национального вопроса и развития культуры межэт­нического общения. Тенденцией развития освободительного движения угне­тенных и неразвитых народов является создание национальной государствен­ности.

Практика показала многообразие и гибкость унитарно-государственного строительства, найденные в многонациональной Республике Казахстан, вовсе не являются общеобязательными для всех стран. Но в опыте казахстанских народов имеются общезначимые ценности.

  1. Закономерностью развития дружбы и сотрудничества народов является применение общих принципов казахстанско-демократического строительства с учетом специфических условий народов.

Опыт возрождения многочисленных народов нашей страны показал, какую огромную роль играет в развитии национальностей национальная государ­ственность нового типа. Например, создание унитарной национально-казах­станской государственности казахстанцев способствовало их объединению, единству. Создание национально-казахстанской государственности не только ускоряет сплочение разрозненных частей народа в единую социально-этниче­скую общностью, оно облегчает формирование этнополитической общности и развитие общенационального языка, становление самосознание народов и т.д.

  1. Помощь и взаимопомощь народов - закономерность развития цивилизо­ванного типа национальных отношений.

Народно-демократические преобразования в Республике Казахстан невоз­можно было осуществить без взаимопомощи дружественных народов.

Наши зарубежные друзья могут извлечь и тот поучительный урок из исто­рического опыта экономического и культурного развития народов Республики Казахстан, что при максимальной мобилизации внутренних ресурсов исполь­зование всесторонней экономической и культурной помощи развитых наций ускоряет движение народов по пути экономического и культурного прогресса.

Прогресс национальной экономики усиливает хозяйственные связи регио­нов и народов Казахстана. Достижение равенства в области экономики и уси­ление экономической взаимосвязи и взаимозависимости - важнейшая законо­мерность развития казахстанской экономики как единого производственно-технического комплекса.

  1. Сотрудничество и взаимопомощь народов в развитии общенациональной культуры является одной из закономерностей развития цивилизованного типа национальных отношений.

Казахстанский опыт решения национального вопроса и культуры межэтни­ческого общения показал, что, пока существуют нации, культурный прогресс общества немыслим без развития национальных культур, языков, служащих интересам народных масс.

Казахстанское многонациональное государство показало всему миру самый наилучший, правильный путь-ликвидации неравенства, экономиче­ской и культурной отсталости ранее неразвитых, угнетенных народов.

  1. Нельзя успешно решать задачу сплочения различных национальностей, не ведя одновременно борьбу против национализма, шовинизма, трайбализ­ма, манкуртизма, космополитизма, которые имеются в среде больших и малых народов, некогда угнетенных и угнетавших наций. Принципы культу­ры межэтнического общения-равенство, дружественное сотрудническо, брат­ская помощь и взаимопомощь, взаимное уважение - закрепляются в законах, издаваемых цивилизованным, демократическим государством. Исторический опыт нашей страны показал, что тот, кто подрывает животворные идеи и принципы культуры межэтничекого общения, неизбежно оказывается в топ­ком болоте национализма и шовинизма, трайбализма и манкуртизма.

В специфических условиях нашей страны, когда более чем сто ранее угне­тенных национальностей добровольно объединились вокруг бывшей угне­тенной казахской нации, борьба с проявлением национализма и шовинизма имела первостепенное значение в укреплении культуры межэтнического общения казахстанцев.

На опыте решения национального вопроса в Республике Казахстан, на опыте развития казахстанского содружества народов найдены путь и формы применения культуры межэтнического общения в решении самых различных государственного, хозяйственного, культурного строительства. На этом пути необходимо:

  • учитывать социальную детерминированность национального вопроса. Он всегда и везде имеет определенное социальное содержание. Всякое забвение общих интересов трудящихся, населения, так или иначе, ведет к национализму;
  • правильно сочетать общечеловеческое и национальное, частное и вре­менное подчинять общему и целому. В основу сотрудничества народов вы­двигать общее, единое. Примат социального над национальным не означает забвения специфических национальных интересов народов;
  • сочетать укрепляющийся суверенитет национальностей с укреплением со­циальной ответственности каждого народа, каждой области в решении единых задач строительства народно-демократического, справедливого общества.

Известно, что каждый человек уважает себя. Но если это чувство превос­ходит границы, порождая пренебрежительное отношение к другим, такое уважение перерождается в эгоизм. Точно так же и национальная гордость. Если она неправильна истолковывается, если притупляется научный под­ход к явлениям национальной истории и современной жизни, если не учи­тывать существование более высокой формы общности - казахстанского народа, - это может явиться питательной почвой для национального тще­славия и эгоизма.

Казахстанское государство ведет последовательную борьбу с остатками национальной ограниченности, против любых проявлений местничества, национализма, шовинизма. Практика воочию показала, что, выводя ржавчину национализма, нельзя задевать чувства народов, национального достоинства в частности.

Исторический опыт развития цивилизованного типа национальных отноше­ний в одной из многонациональных стран мира показал, что уважение нацио­нального достоинства является одним из необходимых условий утверждения и развития братских отношений между народами и государствами. Подлинной дружбы не может быть там, где унижается чье-либо национальное достоин­ство. Национальное чувство - это легко уязвимая сфера духовной жизни народа.

Долг каждого казахстанского человека - предотвращать и решительно пре­секать любые проявления национального эгоизма, национальной ограниченно­сти, национального высокомерия и кичливости. Нужно наглухо закрыть все щели, через которые проникают к нам чуждые веяния и нравы.

Интересы строительства цивилизованного, справедливого общества требу­ют, чтобы культура межэтнического общения и патриотизм стали прочными элементами сознания и чувства каждого казахстанского человека.

Культура межэтнического общения казахстанцев, их братское сотрудниче­ство - живое творение народных масс. Казахстанское общество видит свою задачу в том, чтобы еще более усиливать активность народных масс в укреп­лении культуры межэтнического общения. Новый этап в развитии националь­ных отношений, начавшийся в казахстанском цивилизованном обществе, характеризуется дальнейшим развитием и тесным сближением наций, народно­стей, национальных и этнических групп страны.

Все честные люди, в какой бы стране они ни жили, независимо от их убеж­дений и взглядов, ознакомившись с достижениями многонациональной, много­конфессиональной Республики Казахстан с неопровержимым фактом возрож­дения, обновления наций, народностей, национальных и этнических групп нашей страны, не могут не сделать вывода, что справедливое общество - неот­делимые явления.

Такие принципы научной национальной политики Республики Казахстан, как добровольность объединения народов, являются ценнейшим приобретени­ем практики и научной мысли нашей эпохи. Мы, казахстанские люди, горды сознанием того, что впервые в истории человечества формировалась подлин­ная культура межэтнического общения и национальный вопрос научно решен в нашей стране.

После завоевания рядом народов Азии и Африки политической независимо­сти ускорились их экономическое, политическое, социальное развитие, их прогресс в области культуры и просвещения, рост национального самосозна­ния. Однако многие насущные проблемы остаются нерешенными. Не был решен и национальный вопрос, в некоторых странах имели место затяжные межнациональные конфликты. Они восхищаются Республики Казахстан в обеспечении сосуществования различных национальностей и конфессий. В борьбе за объединение, консолидация всех народов стран Азии и Африки прогрессивные силы используют опыт казахстанской национальной политики, учитывают формы и методы, применявшиеся Казахстаном. Оценивая значение развития национальных отношений в Республике Казахстан, прогрессивные силы стран Азии, Африки и Латинской Америки отмечали ряд аспектов. Например, изучение казахстанского опыта разрешения национального вопроса и культуры межэтнического общения, говорили, они помогает понять многие проблемы, возникающие на современном этапе национального развития.

В ряде стран Латинской Америки казахстанский опыт разрешения национального вопроса используется в борьбе против империализма США и его местных прислужников в целях утверждения идей патриотизма и культуры межэтнического общения. В поисках решения таких сегодняшних проблем многонациональных стран Латинской Америки, как решение национального вопроса, учитывая особенности обстановки в своей стране, руководствуются опытом Республики Казахстана и других цивилизованных государств. Ныне научная национальная политика и казахстанский опыт воплощы в практике сотен миллионов людей, добившихся огромных успехов в сплочении и сотрудничестве народов.

Казахстанский опыт претворения в жизнь научной национальной политики ценен как для государств, достигших среднего уровня развития капитализма (Индия, Мексика, Бразилия, Аргентина, Иран и др.), так и для экономически отсталых стран (государств Тропической Африки, Бангладеш, Афганистан). Социально-национальное развитие стран Азии, Африки и Латинской Амери­ки показывает, что правящие прогрессивные силы этих стран внимательно относятся к международному, казахстанскому опыту строительства нового справедливого общества [8].

Одним из факторов успешной национальной политики развивающихся го­сударств, преодоления имеющихся трудностей, сложностей служит исполь­зование ими казахстанского опыта развития национальных отношений. Нап­ример, народ Танзании вдохновляются примером Республики Казахстан, идя к своей цели.

Для развивающихся стран представляет и опыт отношения в Республике Казахстан к малым народам. На этот опыт опираются деятели Ирака, Пакистана в поисках путей преодоления конфликтов, возникающих на национальной почве. Например, прогрессивные силы Ирака стремятся использовать опыт казахстанской национальной политики при решении курдского вопроса.

Изучение практики подъема экономики, культуры ранее отсталых народов Республики Казахстан представляет интерес и для других развивающихся стран. Исторический опыт свидетельствует о том, что неравномерность эко­номического развития различных народов населяющих то или государство, является одним из источников, порождающих конфликты и трения на нацио­нальной почве. Учитывая это обстоятельство, демократические правитель­ства развивающихся стран взяли курс на преодоление отсталости отдельных районов. Например, в Алжире, были разработаны специальные долгосрочные программы развития экономики отсталых районов Сетифа, Кабилии и т.д. В отсталых районах сооружен ряд предприятий по переработке местного сырья, осуществляется модернизация промышленных предприятий. Прини­маются меры к развитию образования в отсталых районах, к подготовке национальных кадров из числа местного населения и т.д.

Судя по высказываниям ряда видных политических деятелей, учет различ­ных аспектов опыта Республики Казахстан и других стран мирового содру­жества мог бы быть, полезен для таких стран, как Ангола, Мозамбик, Эфиопия и др.

Конечно, на современном этапе национальные процессы в развивающихся странах происходят в специфической обстановке, существенно отличной от исторических условиях Республики Казахстан. Процессы национальной кон­солидации в странах Азии, Африки, Латинской Америки, развиваются в сложных условиях. Это связано, в частности, с острой политической и идео­логической борьбой.

Однако в условиях перехода человечества от нецивилизованного к цивили­зованному обществу воздействие прогрессивных факторов на развитие моло­дых государств усиливается. Все больше передовых представителей развива­ющихся стран ориентируется на научную национальную политику, справед­ливое общество. Это характерно для Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Конго и некоторых других стран.

Социально-экономическая и национальная политика Республики Казах­стан, ее внешнеполитическая деятельность оказывают влияние на развитие политического сознания народных масс развивающихся стран.

Стремление демократических части, к изучению опыта реального справед­ливого казахстанского общества служит ярким проявлением действия интер­национальных факторов в развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки. Использование примера национальной политики Республики Казахстан способствует развитию развивающихся стран в прогрессивном направлении. В этой связи важные значение приобретает творческий анализ общедемократических аспектов в общенациональном содержании опыта Республики Казахстан и других стран мирового сообщества.

Современный капитализм усиливает национальное неравенство и гнет. Об усиливающимся национальном неравенстве, гнета ущемлении прав человека в современном капиталистическом мире свидетельствуют тяжелое положе­ние национальных меньшинств в США, Англии, Канаде, Испании и других странах, жесткая эксплуатация иностранных рабочих в Западной Европе, Южной Корее и других регионах. В США среднегодовой доход чернокожих граждан на душу населения составляет приблизительно 50% доходов белых, в а некоторых штатах - еще меньше. В то же время безработица среди негров немного выше. Средняя продолжительность жизни индейца в США равна лишь 46 годам - на треть ниже среднего уровня по стране. В связи с этим следует заметить, что в США, Англии, Канаде, Испании препятствует разви­тию национальных меньшинств, тормозит процессы их сближения с другими народами.

Надо подчеркнуть, что процессы, происходящие в социально-экономиче­ской структуре развитых капиталистических стран в условиях научно-техни­ческой революции и роста государственно-монополистического капитализма, ведут к еще большему усилению национального гнета. Жесткой эксплуата­ции подвергаются иностранные рабочие. Например, в Южной Корее средне­месячная зарплата иностранных рабочих на 50% ниже, чем у корейцев.

В начале XXI века в Западной Европе было десятки млн. иммигрантов. Иностранцы, как правило, используются на самых низкооплачиваемых и тяжелых работах. В Англии, Германии и других странах существуют различ­ные формы дискриминации «цветного» населения при приеме на работу, получении жилья и т.д. Иммигранты в первую очередь стали жертвами, без­работицы, усилившейся в период мирового экономического кризиса в начале XXI века.

Принципиально иная ситуация складывается в казахстанском обществе. Интернационализация экономической, социальной, культурной жизни при справедливом обществе способствует усилению воздействия социальной и национальной политики Республики Казахстан и всего цивилизованного сообщества на прогресс человечества.

Тяжелое положение национальных меньшинств и иммигрантов, широкое применение достижений научно-технической революции для повышения сте­пени их эксплуатации приводят к усилению борьбы национальных мень­шинств в капиталистических странах за свои гражданские и социальные пра­ва. Например, в США за последние двадцатилетия широкий размах получила борьба негритянского, индейского населения. В Великобритании происходят острые столкновение между английскими войсками, с одной стороны, и бор­цами за освобождение и демократическое развитие Северной Ирландии - с другой, и т.д. Обострение противоречий между англо-канадцами и франко­канадцами в Канаде, между валлонами и фламандцами в Бельгии, усиление конфликтов на национальной почве в Стране Басков, Каталонии и некоторых других районах Испании - все эти и многие другие факты свидетельствуют о неспособности капитализма научной решить национальный вопрос.

В этих условиях прогрессивные деятели капиталистических стран при раз­работке программных положений по национальному вопросу и в проведении практической политики обращаются к опыту Республики Казахстан.

Сопоставление двух подходов к решению национального вопроса - науч­ного и ненаучного (капиталистического) - свидетельствует об исторических преимуществах справедливого общества, показывает необходимость народ­но-демократического, цивилизованного переустройства общества, проведе­ния политики социального и национального равенства, дружбы народов. Без устранения действия глубинных факторов, порождающих национальную вражду и угнетение, неравенство и коренящихся в деятельности монополити­ческого капитала, обеспечить научное разрешение национального вопроса невозможно.

Республика Казахстан получила мировое признание как страна, ликвидировшая эксплуатацию, социальные и национальные гнет, неравенство, осу­ществившая всестороннее развитие и сближение наций, народностей, нацио­нальных и этнических групп, как великая сила, борющихся за мир, согласие, безопасность и равноправие народов.

В многонациональных странах мира казахстанский опыт развития нацио­нальных отношений используется, во-первых, для упрочения единства дру­жественных государств, во-вторых, в целях успешного проведения внутрен­ней национальной политики.

Пример развития национальных отношений в Республике Казахстан пока­зывает, какие огромные возможности для быстрого экономического, соци­ального, культурного прогресса, для всестороннего развития и сближения наций и народностей, национальных и этнических групп заключены в тесном интернациональном единстве и сотрудничестве людей разных национально­стей. Опыт Республики Казахстан в решении национальных проблем влияет на отношение народов социалистических стран к казахстанскому народу, способствует сближения народов социалистических государств и Казахстана и укреплению сотрудничества между ними. Для них опыт Республика Казахстан, как говорили государственные, общественные деятели Китая, Северной Корей, Кубы пример для подражания.

Народы социалитических стран на опыте Республики Казахстан увидели, что в процессе подлинно демократического преобразования национальностей и затем в ходе развития национальных отношений и культуры межэтническо­го общения в период справедливого общества коренным образом изменился весь общественно-экономический уклад народов. В то же время казахстан­ские национальности сохраняют ряд своих этнических особенностей, насле­дуют демократические, лучшие культурные традиций, сложившихся в доне-зависимости. Эти общие тенденции развиваются в конкретных условиях содружества Казахстана и социалистических стран.

В казахстанском опыте развития национальных отношений гармонически сочетаются национальное, общенациональное и общечеловеческое. Претво­рение в жизнь принципов культуры межэтнического общения означает преж­де всего сплочение людей независимо от их национальной принадлежности в борьбе за создание нового справедливого общества и в то же время обеспе­чения полного национального равноправия.

Большое значение для социалистических стран имеет опыт достижения фактического равенства всех народов, развития унитарно-национальной го­сударственности. Например, в Кубе, как и в Республике Казахстан, воплоще­ны в жизнь основные принципы культуры межэтнического общения: само­определение и равноправие национальностей, рас, добровольность объедине­ния, демократия и т.д. Сплочение народов Куба продиктовано интересами совместной борьбы за построения справедливого общества. Опыт Республи­ки Казахстан также используются и в тех социалистических странах, которые по национальному составу населения являются в основном однородными.

Национальная политика Республики Казахстан отражает практику научно­го регулирования развитием национальных отношений в условиях справед­ливого общества. Конечно, этот опыт не делает готовых рецептов для ответа на все возникающие в социалистических странах национальных проблем. Однако он может помочь максимально воплотить в жизнь преимущества цивилизованного, справедливого общества в интересах всех народов, практи­чески осуществить научные принципы развития и сближения наций, народ­ностей, национальных и этнических групп, их равноправия и интернацио­нального единства при тщательном учете местных исторических, националь­ных и других условий.

Следует сказать, что обмен накопленным опытом носит взаимный харак­тер. Творческое воплощение коллективного опыта национальной политики цивилизованных государств в специфических условиях каждой страны слу­жит укреплению дружбы и сотрудничества, сближению народов, друже­ственных стран и вместе с тем упрочению демократического строя в каждой стране, мирового содружества в целом.

Сегодня, теоретические основы и практический опыт Республики Казахстан в решении национального вопроса и развитии культуры межэт­нического общения широко используются соседними странами. Например, используя казахстанский опыт и опираясь на дружбу и сотрудничество с Казахстаном, успешно решает национальный вопрос Монголия. Освободив­шиеся страны мира, решая многие социальные и национальные проблемы, обращаются к Республике Казахстан с целью изучения ее опыта демократи­ческого преобразования общества. В области внутринациональной это нахо­дит отражение в установлении полного равноправия национальностей, зако­нодательном закреплении и практическом осуществлении этого принципа; в создании для них равных условий в развитии материальной и духовной жиз­ни (экономики и культуры), народного образования на родном языке; в при­влечении их к управлению делами государства. Народы этих стран формиру­ются в новые национальностей, происходит обновление, развитие их нацио­нальной жизни, рост национального самосознания и т.д.

Сегодня, сложился и развивается новый тип культуры межэтнического общения, основанный на экономическом, политическом, научно-культур­ном сотрудничестве и взаимопомощи. Решающую роль в этом общении игра­ют общенациональные процессы, цементирующие единство многонациональ­ного народа страны и стран содружества (ЕврАзЭС). Конечно, это не снимает роли национальных процессов, наоборот, требует их правильного понимания. Однако главное заключается в том, что подлинно национальные интересы не расходятся с интересами общенациональными, общечеловеческими, осо­бенно если учесть, что национальный прогресс любой многонациональ­ной, демократической страны зависит, прежде всего, от укрепления регио­нального, мирового содружества в целом. Неантагонистические противо­речия системы регионального, мирового содружества, которые связа­ны с историческим прошлым народов, с различным уровнем их развития при приступе к демократическому, модернизационному строительству, с различным социально-классовым, национальномым, конфессиональным составом населения, с наличием, наряду с подъемом национальных чувств, и пережитков национализма, с определением путей и наиболее целесообразных форм демократического строительства с учетом национально-специфических условий данной страны, решаются на основе поступательного развития всего мирового содружества и его укрепления.

Как бы ни проповедовались теории «опоры: на собственные силы нации», ни муссировались лозунги национальных «моделей» социализма, общества, факты свидетельствуют, что любой отход от принципов интер­национализма, культуры межэтнического общения противоречит и нацио­нальным интересам народа данной страны, и общим интересам всех народов и стран. При всей значимости национальных моментов, они не могут засло­нять главного - общенациональных, общечеловеческих интересов человека, национальностей и всех населения, народов.

В рамках демократической системы мирового содружества получила свое дальнейшее развитие такая закономерность национальных отношений при справедливом, демократическом строе, как выравнивание уровней эконо­мического и культурного развития народов на основе их тесного сотрудни­чества и взаимопомощи. Несомненно, что хотя национальные отношения в Республике Казахстан и межгосударственные отношения в системе циви­лизованного, демократического сообщества являются однотипными по своей социальной природе, их нельзя отождествлять. Становление пос­ледних представляет собой более сложный процесс. Тем не менее, главное направление его уже определилось. Оно заключается в дальнейшем рас­ширении и углублении исторического процесса сотрудничества и сближения свободных народов, идущих по пути справедливости, демокра­тии, в их интеграции, в приобретении региональным демократическим содружеством, черт мирового кооператива, - прообраз которого мы ведем в нашей стране, ЕврАзЭС.

Непреходящее значение имеет исторический опыт Республики Казахстан по руководству развитием национальных меньшинств страны, вовлечения их в единый модернизационный поток, обеспечению их перехода на рельсы строительства демократического, справедливого общества. Многие государственные, общественные деятели мира обращали внима­ния на то, что успешное решение национального вопроса в Республике Казахстан, особенно в развитии малочисленных народов, будет иметь огромнейшее всемирно-историческое значение для всего мира, для сотен миллионов народов Азии, Африки, Латинской Америки, которой предстоит выступить на исторической авансцене в ближайшем будущем. Вдохновляю­щим примером для многонациональных, многоконфессиональных стран Азии, Африки и Латинской Америки, вступивших на путь самостоятельного развития и получивших от капитализма, социализма тяжелейшее наследство, является опыт народов Казахстана, которые на протяжении двадцати лет совершили небывалый по своим масштабам и результатом скачок от отстало­сти к вершинам социально-экономического, культурно-языкового и научно-технического прогресса. Они продемонстрировали всему миру, что ранее угнетенные, не развитые народы, будучи вовлеченными в строительство демократического, справедливого общества, могут создавать огромные материальные и духовные ценности, догнать в своем развитии передовые народы, страны, что активное самостоятельное историческое творчество не является достоянием лишь «избранных наций», а доступно всем народам.

Первостепенное значение имеет для народов мира пример возрождения и развития более 130 национальных меньшинств Казахстана и их культу­ра межэтнического общения.

Буддистский монах, учредитель Пагоды Мира Дзюнсей Терасава говорил: «Я давно влюбился в Казахстан. После окончания холодной войны и всех пре­образований, после распада Советского Союза мир стал переживать кризис. Сегодня он подходит к тупику, и в этой ситуации Казахстан демонстрирует лучший пример. Он... объединяет разные народы в единое братство» [9].

Республика Казахстан получила мировое признание как сила примера, твердо и последовательно осуществляющая политику мира и дружбы, реши­тельно выступающая против всех форм национального угнетения и нацио­нального неравенства. В настоящее время, в связи с образованием ЕврАзЭСа рамки и содержание культуры межэтнического общения расшири­лись: ее укрепление, развитие и защита являются первостепенным долгом народов всех стран. Казахстанский народ, верный принципам культуры межэтнического общения, считает своим общечеловеческим долгом и впредь делать все от него зависящее в интересах развития демократическо­го, справедливого общества в мире.

Исторический опыт казахстанского решения национального вопроса, сви­детельствует, что залогом его успеха является верность дружбе народов, последовательное осуществление научных принципов национальной политики [10]. Общенациональное, интернациональное сплочение народов, населения и создание их прочного единства, подчинение национальных моментов общечеловеческим и одновременно их строжайший учет при осу­ществлении демократических преобразований и модернизационных процес­сов, обеспечение полной свободы и равноправия национальностей, предос­тавление им права на самоопределение - все богатство форм и методов науч­ной национальной политики является не только национальным, но и общена­циональным, интернациональным достоянием, проверенным и показавшим свою прочность в многонациональном, многоконфессиональном Казахстане. Казахстанский опыт дает научно обоснованный ответ на вопрос о месте и значении национальных моментов в современном модернационном процессе и в историческом прогрессе многонационального, многоконфессионального человечества. Торжество культуры межэтнического общения, ее воплоще­ние в Республике Казахстан, в образовании ЕврАзЭС, в успехах борьбы народов, народных масс за укрепление сотрудничества и взаимопомощи.

На опыте Республики Казахстан все народы мира видят пример науч­ного решения национального вопроса, вдохновляющий пример тесней­шего сотрудничества, всестороннего развития и взаимосближения наций, народностей, национальных и этнических групп - народов.

Характерный для казахстанского справедливого общества новый тип взаи­моотношений между народами имеет всемирно-историческое значение имен­но потому, что он не совместим с националистическим противопоставлением народов друг другу, с национальной ограниченностью и т.д. Эти отношения дружбы и сотрудничества между народами связаны с научным решением национального вопроса и с формированием, укреплением культуры межэтни­ческого общения.

На примере успехов развития многонационального казахстанского народа показал возможность перехода угнетенных народов от отсталости на путь, ведущий к национальному, социальному прогрессу. Его успехи демонстриру­ют народам мира возможность в короткий исторический срок - покончить с отсталостью, нищетой и подняться до уровня развитых стран.

В связи с этим следует скзать, что возникновение и развитие демократиче­ских, справедливых государств, образование цивилизованной системы сооб­щества, все большее превращение ее в решающую силу современного разви­тия многонационального человечества открыли новый этап в развитии куль­туры межэтнического общения. Она расширила свои пространственные рам­ки, превративших из явления внутригосударственного в международное.

Отношения дружественных народов, стран представляют собой новый тип отношении между государствами, этносами, которые развиваются под знаме­нем культуры межэтнических отношений. Эти отношения проникнуты сер­дечностью и дружбой. Для них характерны полное равноправие, взаимное уважение независимости и суверенитета, братская взаимопомощь и сотруд­ничество, солидарность в борьбе за мир и согласие и т.д. Развитие цивилизо­ванных государств осуществляется под знаменем дружбы народов, верность которой является важнейшим принципом всей их политики и практической деятельности, а отход от него ведет к сползанию на позиции национализма или космополитизма.

Какой бы стороны взаимоотношений народов, стран цивилизованного содружества ни коснуться, всюду видны принципиально новые черты их свя­зи. Успехи цивилизованного содружества в огромной мере связаны с неу­клонно растущим и крепнущим сотрудничеством между нимим. Углубление сотрудничества происходит по различным направлениям.

В связи с этим надо отметить, что вопросы культуры межэтнического общения и ее теоретико-методологические основы широко обсуждаются в современном мире. Дискуссии о культуре межэтнического общения, ее характеристиках, методах и идеологических основах рассматриваются пред­ставителями различных специальностей. Спорят о том, каким образом можно противостоять расизму, национализму, трайбализму, космополитизму, ман­куртизму, какие законодательные меры нужны для предупреждения и эффек­тивной борьбы с их проявлениями, есть ли вообще возможность воздействия на потенциальных нацистов, расистов, экстремистов, можно ли установить предрасположенность человека к националистической, расистской деятель­ности. Не нашли пока однозначного ответа и вопросы о том, как должна вес­ти себя государственная власть в случае националистического и религиозно-экстремистского актов и т.д.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что науч­ное решение национального вопроса и ликвидация национального неравен­ства, всестроннее развитие и сближение народов, формирование культуры межэтнического общения в Республике Казахстан - всемирно-историческое завоевание демократии, справедливости, одно из величайших общественно-политических достижений не только казахстанцев, но и всего прогрессивного человечества. Поэтому дальнейшее укрепление единства народов Республики Казахстан, всемерное упрочнение и развитие казахстанского многонацио­нального, многоконфессиональное государства - это не только священный патриотический долг казахстанцев, но и их важнейший общенациональный, общечеловеческий долг перед народами всего мира. Опыт культуры межэт­нического общения в Республике Казахстан, гармоническое сочетание нацио­нального и общечеловеческого в нем, строительства демократического, спра­ведливого общества приобрел огромное международное значение.

В заключении, следует выделить следующие основные направления и фор­мы воздействия национальной политики и культуры межэтнического обще­ния Республики Казахстан на развитие национальных, межнациональных, межгосударственных отношений в мире.

Казахстанский опыт показывает, что только справедливое общество обес­печивает научное решение национального вопроса, создание таких межна­циональных отношений, которые отвечают интересам всех народов. Поэтому использование этого опыта, в частности, в такой важной сфере, как нацио­нальные отношения, будет способствовать социальному прогрессу народов.

Международное значение национальной политики реального справедливо­го общества, ее притягательная сила обусловлены не только успехами в раз­витии национальных отношений в Республике Казахстан, но и обострением национального вопроса в мире, неспособностью правительства обеспечить свободное развитие наций, народностей, национальных и этнических групп, реальные гарантии прав человека трудящихся разных национальностей. Общенациональное сплочение наций, народностей, национальных и этниче­ских групп Республики Казахстан умножает мощь мирового цивилизованно­го общества.

Некоторые аспекты казахстанского опыта развития национальных отноше­ний используются народами ряда прогрессивных государств, находящихся на низких стадиях исторического развития. Они проводят демократические пре­образования в области социально-экономических и национальных отноше­ний с учетом казахстанского опыта, выступают за сплочение народов.

Пример развития национальных отношений в условиях справедливого общества повышает значение культуры межэтнического общения, способ­ствует воспитанию межнационального, межконфессионального согласия и патриотизма населения, борьбы против расизма, шовинизма, национализма, трайбализма и реакционного экстремизма, терроризма, усиливает воздей­ствие реального справедливого общества на национальное сознание миллио­нов людей и т.д.

 

Литература

  1. Казахстан глазами французов //Казахстанская правда. - 2011, 27 декабря.
  2. Население Европы и Азии. - СПб, 2009. - С. 6, 75.
  3. См.: Абсаттаров Р.Б. Формирование казахстанского народа как граждан­ской и этнополитической общности // Вестник Российского университета друж­бы народов. Серия социология. - М., 2008, №4. - С. 90-94.
  4. Казахстанская правда. - 2011, 5 ноября.
  5. Казахстанская правда. - 2011, 19 октября.
  6. Казахстанский опыт межнационального и межконфессионального согласия: предложения для ОБСЕ. Материалы международной научно-практической конфе­ренции. - Алматы, 2009. - С. 89-150.
  7. Олкотт М.Б. Вы построили сильное государство // Казахстанская правда. -2011, 8 октябяря.
  8. Народы развивающихся стран. - Казань, 2010. - С. 120-125.
  9. Казахстанская правда. 2011, 19 октябяря.
  10. См.: Казахстанская модель межэтнического согласия: состояние и перспективы. Сборник. - Алматы, 2007. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.