Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Сефевидско-Российские экономические связи в XVI веке

В XVI - начале XVII века Россия занимала значительное место во внешних экономическо-торго-вых связях Сефевидского государства. Торговля Сефевидов с Россией осуществлялась посредством Волжско-Каспийского торгового пути. Расположенные на этом пути города Казань и Астрахань играли роль основных пунктов выхода Сефевидского государства в Россию и Европу. С присоедине­нием Казанского и Астраханского ханств к России в 50-х годах XVI века большая часть Волжско-Каспийского торгового пути перешла к России [1], с основанием в 1586 году города Самары, в 1589 году - города Царицына, а в 1590 году города Саратова значение Волжского торгового пути ещё более возросло, при этом Астрахань продолжал оставаться основным пунктом на этом пути. В то время как длительность плавания кораблей от Москвы до Астрахани составляла 42 дня, обратный путь осуществлялся за 53-59 дней [2]. Русские купцы и путешественники, выйдя из Астрахани, морским путём прибывали в важнейший порт Азербайджана на каспийском побережье - Дербент, или в порт Ниязабада. От Дербента и Ниязабада существовал караванный путь через город Шабран в Шемаху. Из Шемахи торговые караваны, пройдя Джавадскую и Муганскую степи, достигали Ардебиля, откуда двигаясь на запад, прибывали в Тебриз, а, двигаясь на юго-восток по дороге Казвин-Кашан-Исфахан доходили до порта Ормуз на побережье Персидского залива. Купцы и путешественники дорогу от Москвы до Ормуза могли преодолеть как минимум за 4 месяца, а от Астрахани до Ормуза - за 2 с половиной месяца [3]. В источниках вплоть до середины XVII века отсутствуют данные об обмене посольствами и наличии широких торговых связей между Сефевид-ским государством и Россией. По сведениям Насруллаха Фалсафи, политические связи между Росси­ей и Сефевидами были установлены в период правления шаха Тахмасиба [4]. В XVI веке отдельные русские купцы осуществляли торговую деятельность в Шемахе, Ардебиле, Тебризе, Казвине, Дербенте и других городах страны Сефевидов. В редких случаях русские купцы со своими товарами прибыва­ли в Ормуз [5]. Хотя представитель английской торговой компании «Москва» Энтони Дженкинсон уделял особое внимание роли Астрахани в российско-восточной торговле, осуществляемой посред­ством Волжско-Каспийского торгового пути, он отмечал, что в середине XVI века уровень российко-сефевидской торговли был невысок и имел ограниченный характер. Э.Дженкинсон писал: «Здесь (в Астрахани) существует и торговля. Однако в столь ограниченном и мизерном объёме, что не стоит её отмечать. Во всяком случае, из разных мест прибывают купцы. Основные товары, привозимые сюда русскими, это сёдла, удила, ножи, украшения, свинина, зерно (хлеб) и другие продукты. Татары привозят сюда различную продукцию, изготовленную из хлопка, шёлка и шерсти. Из Ирана (страны Сефевидов - Н.С.), а точнее из Шемахи, привозится шёлковая пряжа, краски, используемые в России, разноцветный шёлк для ремней, мечи, иногда зерно и орехи. Однако всё это в мизерном количестве; местная торговля столь незначительна и бедна, что отмечать и устанавливать торговые связи не стоит» [6]. Интересно, что Э.Дженкинсон слабость торговли в городе Астрахани объясняет тем, что, наряду с малым количеством судов в Каспийском море, ограниченном количестве портов и бедно­стью населения, сефевидские товары доставлялись в Европу не этим путём, а по Средиземному морю через Сирию (т. е. Османскую империю) [7].

С установлением господства Португалии над морскими путями, ведущими в страны Востока, и Османской империи над торговыми путями в Средиземноморье, значительно возросло экономиче­ское значение Волжско-Каспийского водного пути. Проявлявший особый интерес к этому пути представитель английской «Московской тоговой компании» Э. Дженкинсон старался полнее изучить экономические возможности Астрахани, Казани, а также других городов и портов.

По А. Шпаковскому, отмечавшему важное с точки зрения торговли значение захвата Астрахани Московским государством, это событие приблизило страну к Каспийскому морю и Россия овладела ключом восточной торговли. По сведениям астраханского воеводы Черемисова, вскоре после захвата Астраханского ханства сюда прибыли послы из Шемахи и Дербента, которые согласовывали условия торговых связей [8]. Царь Фёдор Иванович, пришедший к власти после смерти Ивана IV Грозного, в 1584 году послал астраханскому воеводе такое распоряжение: соседние страны Азии, в том числе Сефевидское государство, уведомить о том, что их торговые люди могут прибывать в Астрахань, передвижение по Астрахани и торговля здесь свободны. По А. Шпаковскому, именно с этого периода, то есть с 80-х годов XVI века начался постоянный обмен посольствами между Россией и Сефевид-ским государством [9]. В конце XVI - начале XVII столетия обмен посольствами между Москвой и страной Сефевидов приобрёл постоянный характер [10].

Экономическо-торговые связи между Сефевидами и Россией развивались в правление шаха Аббаса I и в последующий период. Межгосударственные связи регулировались посылкой политиче­ских представительств [11]. Вплоть до конца правления шаха Аббаса I между двумя странами наличествовали нормальные политические и экономические взаимоотношения. Шах Аббас предоста­вил русским подданным также право свободной торговли [12]. Хотя основной политической темой российско-сефевидских взаимоотношений было обсуждение ведения совместной борьбы против османов, оба государства придавали большое значение развитию торгово-экономических взаимоот­ношений. Как пишет Рагимзаде Сефеви, каждый год по заказу русских купцов в страну Сефевидов ввозилось большое количество беличьего меха, водки и ловчих птиц, а отсюда вывозились разно­образные шёлковые ткани, шёлк-сырец, шерстяные ткани, дублёная кожа (шагрень, сафьян), сухофрукты и другие товары. Сефевидское государство через Россию экспортировало в Польшу шёлк-сырец, шагрень и сафьян [13].

В установлении торговых отношений на государственном уровне значительное место занимали, а точнее, выступали как одна из форм внешнеторгового оборота, подарки. Основной целью обмена дарами было удовлетворение правителями дворцовых нужд необходимыми товарами. По сведениям Н. Фалсафи, в 1589 году русскому царю Фёдору Ивановичу во второй раз было послано в качестве дара большое количество сёдел, бархата, золотошвейной шёлковой ткани, ковры, украшенный драго­ценными камнями лук, крупные и небольшие шатры из атласа и шёлка. В письме, написанном русскому царю, шах Аббас просил прислать ему беличьи и соболиные меха, а также ловчих серых соколов [14].

В составе посылаемых друг другу Сефевидским и Российским государствами посольствах в обяза­тельном порядке присутствовали представители торговых кругов. В составе русского посольства во главе с Григорием Васильчиковым, посланного в страну Сефевидов, были также московские купцы. В состав посланного шахом Аббасом I в декабре 1594 года в Москву посольстве во главе с Хади беком, состоявшем из 23 человек, входили купец Али Хосров и другие купцы [15]. Как пишет Н. Фехнер, прибывший сюда с целью заключения договора против Османской империи Хади бек должен был также выполнить торговые наказы шаха Аббаса I [16].

В 1592 году шах Аббас I послал в Россию своего посла по имени Гаджи Хосров с особой делегаци­ей. Делегация, прибыв в месяце сафар в астраханский порт, тотчас же отправилась в Москву. В том же году представители делегации, с большим почётом принятые в царском дворце в Москве, переда­ли царю письмо шаха Аббаса I, тётя (сестра отца) шаха Зейнаб бейим преподнесла дары царице и её дочерям. В письме шаха Аббаса I царю Фёдору Ивановичу сообщалось, что Гаджи Хосров послан с целью приобретения русских товаров, в частности боевых средств и оружия. Шах Аббас I поручил послам ведение переговоров с царём с целью освобождения задержанного чиновниками сефевидско-го корабля, посланного им из Астрахани в Москву. После окончания непродолжительных перегово­ров сефевидские послы возвратились обратно с подарками русского царя и царицы, посланными ша­ху и его тёте [17]. Как видно, дары на высоком уровне были одной из форм торговых взаимосвязей.

Шах Аббас I, с первых лет своего правления уделявший особое внимание развитию дипломатических и экономических связей со своим северным соседом - Россией, намеревался открыть «торговые ворота» на Север. В середине 1593 года по фирману (указу) шаха Аббаса I Гаджи Искендер и Гаджи Мухаммед были отправлены в Россию. В шахском фирмане содержалась просьба русскому царю о предоставлении в обмен на посланные ему дары ценных товаров и оказании содействия сефевидским купцам [18]. Шах Аббас в письме русскому царю Фёдору Ивановичу просил его послать соболиные меха и серых кречетов (ловчих птиц) [19]. Однако во время поездки 1593 года купец Гаджи Искендер из-за установления царскими чиновниками несправедливой цены на товары был вынужден вернуть обратно привезённые в Москву подарки.

Царь, опасавшийся отрицательного воздействия этого события на экономические взаимосвязи, в 1593 году отправил своего посла Андрея Дмитриевича Звенигородского во дворец шаха Аббаса I. Посол предоставил шаху Аббасу I подарки и письма царя Фёдора Ивановича. В одном из царских писем отмечалось что, так как Гаджи Искендер и его друзья вследствие невежества и неопытности не смогли обменять привезённый товар по справедливым ценам на русские товары, мы отослали их обратно. В письме содержалась просьба более не присылать в Россию таких неподходящих для посольства людей [20].

Интересно, что стороны, осуществлявшие торговые операции в форме обмена подарками, отдава­ли предпочтение оптовому обмену своих товаров, стремясь таким путём получить более высокую прибыль. Например, когда посланный шахом Аббасом I в Москву вместе с гонцом Хади беком купец Али Хосров предоставил присланные царю подарки, ему было заявлено, что самые лучшие товары будут отобраны для казны, а остальные товары он может продать купцам. Так как сефевидскому купцу было намного выгоднее отдать все товары в царскую казну и получить взамен дары идентич­ной стоимости, он, категорически отвергнув данное предложение, сказал: «Его величество шах послал меня сюда не с целью торговли. Он повелел передать все товары в царскую казну. Правитель соизволил, чтобы взамен его подарков из царской казны ему были посланы дары. Шах дал мне строгое задание: Помимо царской казны ни с кем не торгуй, если не заберут всё, оставшееся верни обратно, не продавай. Торговать нельзя» [21]. Это факт указывает на то, что сефевидские купцы при обмене дарами стремились точно следовать указаниям своего повелителя.

С целью развития и урегулирования российско-сефевидских торговых связей в 1595 году во дворец шаха Аббаса I прибыл князь Василий Васильевич Тюфякин [22]. Приводящий о нём интерес­ные сведения Искендер бек Туркман писал, что 10 числа месяца раджаб 1003 года хиджры (22 марта 1595 года) послы русского падишаха прибыли во дворец шаха Аббаса в Казвине. Они также привезли шаху множество даров. Один из послов был известной в России личностью. Он представил шаху дружественное письмо русского царя ^ Почтительно принявший послов шах вместе с ними отправил в Россию своего посла Имамгулу бека Пакиза [23]. В труде Искендер бека Туркмана имеются сведения о том, что взамен привезённых русскими послами даров он послал царю множество подарков [24].

Царь Борис Годунов, правивший в России в 1598-1605 годах, старался расширять экономические связи с Сефевидским государством. Он, сразу же по восшествии на трон, в 1598 году отправил своего посла Александра Засекина во дворец шаха Аббаса, который уведомил шаха о том, что смена власти в России не должна оказать отрицательного воздействия на межгосударственные отношения [25].

 

Литература

  1. Фехнет МВ. Тотговля Русского госудатства со странами Востока вXVIвеке. - М., 1956, - с. 19; Шпаковский АА. Тотговля Московской Руси с Петсией вXvI-XVIIbb. - Сб. статей. Вып. VII, - Киев, 1915, - с. 9-10.
  2. Памятники дипломатических и тотговыіх сношений Московской Руси с Петсией. Изданы под тед. Веселовского НИ. Т. I, - СПб., 1890, - с. 209, 287-292; т. III, - СПб., 1898, - с.
  3. См.: Фехнет МВ. Указ. соч., - с. 24-28; Рахмани А А. Азетбайджан в концеXVIи вXVIIвеке (1590-1700 годы). - Баку, 1981, - с.
  4. Фалсафи Н. Зендеганийе-Шах Аббас-аввал (на петс. яз.). Т. V, - Тегетан, 1364, - с. 1828; Абдуттза Хушенг Мехдеви. Татихе-тевабете-хатиджийе-Итан.
  5. Фехнет М.В. Указ. соч., - с. 27-28.
  6. Путешественники об Азетбайджане. Т.1. Составитель Ямпольский ЗИ. Под тед. Шахмалиева ЭМ. -Баку, 1961, - с. 192: Английские путешественники в Московском госудатстве вXVIвеке. Петевод с английского Готье Ю.В. - Л., 1937, - с.
  7. Английские путешественники в Московском госудатстве..., - с. 171, 188.
  8. Шпаковский АА. Указ. соч., с. 11; Фехнет МВ. Указ. соч., - с.96
  9. Шпаковский А.А. Указ. соч., - с. 16.
  10. Об этом см.: Памятники дипломатических и тотговыіх сношений..., т. 1, - СПб., 1890, - с. 1, 112-153, 176-183, 221-326; т. 2, - СПб., 1892, - с. 1, 144-150, 151-312, 313, 336.
  11. Рагимзаде С. Итан эгтисаоди (на петс. яз.). Т. IV, - Тегетан, 1359, - с. 65.
  12. АбдуттзаХушенг Мехдеви. Татихе-тевабете-хатиджийе-Итан (на петс. яз.). - Тегетан, 1364, - с. 97.
  13. Рагимзаде Сефеви. Указ. соч., - с. 65.
  14. Фалсафи Н. Указ. соч., - с. 1833, 1835.
  15. Памятники дипломатических и тотговых сношений., т. 1, - с. 2, 287.
  16. Фехнет М.В. Указ. соч., - с. 11.
  17. Фалсафи Н. Указ. соч., - с. 1837, 1838.
  18. Бушев П.П. Иранский купчина Казим-бек в России в 1706-1709 гг. - Итан. Сб. ст. - М., 1973, - с. 167; Абдуттза Хушенг Мехдеви. Указ. соч., - с. 66.
  19. Памятники дипломатических и тотговыіх сношений..., т. 1, - с. 129.
  20. Фалсафи Н. Указ. соч., - с. 1839-1840.
  21. Шпаковский А.А. Указ. соч., - с. 35; Бушев П.П. Итанский купчина Казим-бек в России., - с. 168.
  22. Памятники дипломатических и тотговыіх сношений..., т. 1, - с. 334-340.
  23. Искендет бекМюнши Туткман. Таттхе-алем атайи-Аббаси. Джелд-эввел ее деввам (на петс. яз.). - Тегетан, 1350, - с. 504, 506.
  24. Там же, - с. 506, 507.
  25. Абдуттза Хушенг Мехдеви. Указ. соч., - с. 66-68.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.