Роль идеологии Азербайджанства в трансформации духовно-нравственных факторов

В процессе построении демократического государства успехи демократизации наряду с други­ми условиями зависят также от духовно-нравственных трансформаций. Нижеследующая мысль профессора С.Халилова в этом плане заслуживает серьезного внимания. В число вопросов, тре­бующих долговременных исследований, он включает следующее положение: "определение ново­го идеологического курса, ориентирование общественного сознания в соответствии с требования­ми заново формирующегося социального идеала, адаптация программ деятельности системы образования и СМИ к стратегическим целям, проведение широкомасштабной просветительской работы во всех этих сферах" [1, 18]. Для последовательного осуществления этого колоссального обновления требуется наличие эффективного механизма - такого механизма, на основе которого могли бы произойти изменения по вышеперечисленным параметрам. Качественные изменения в общественном сознании возможны только лишь благодаря новому идеологическому концепту. Идеологическое обеспечение построения демократического государства в современный период является необходимостью. Если демократия - это требование дня, то его идеологический состав - его движущая сила. Идеология как "мотивационная фабрика" больших и малых социальных групп придает направление обновлению общества и в то же время, формирует его новую социо­культурную и политическую структуру. Так как осуществление общенациональной идеологии и политики дает возможность установить в обществе гармонию, создать в соответствующей форме социальную стратификацию, усилить рост конкурентоспособности страны, формировать граж­данскую идентичность как основу развития демократического государства. Для осуществления всего этого обязательно наличие соответствующего концепта. То есть в процессе построения демократического государства идеология оказывает направляющее и формирующее влияние на трансформацию духовно-нравственных ценностей в нескольких аспектах. Среди них можно выбрать несколько факторов, актуальных для азербайджанского общества. С точки зрения поли­тики демократизации, проводимой руководством Азербайджана, эти факторы можно сгруппиро­вать следующим образом:

1) развитие сознания, приверженного государственности;

2) формирование идеала патриотиз­ма;

3) формирование идеала героизма;

4) формирование духовно-нравственного образа нового поколения;

5) формирование социокультурного образа нового поколения.

Это деление основывается на признании концепта государственности в качестве фундамента всех обновлений при демократизации. "Основная цель, которую реализовал Президент Ильхам Алиев, опираясь на фундамент государственности, заложенный Гейдаром Алиевым, состояла в дальнейшем укреплении и развитии национальной государственности" [5, 5]. В свете этой идеи мы будем анализировать вышеперечисленные факторы.

Сознание, приверженное государственности, выполняет в обществе адаптивную и интегративную функции. В зависимости от вида политического управления, сознание, приверженное государственности, оказывает серьезное влияние на формирование способа адаптации и солидарности индивидуумов с обществом. Форма адаптации людей к общественной среде и солидарности с ней выявляет очень актуальные вопросы с точки зрения социокультурных факторов. В том числе,
отсюда становится ясной роль, которую играют архетип власти и адаптивно-консолидационные архетипы в сохранении духовно-нравственных ценностей. А если при модернизации общества и государства в качестве основного концепта выступает понятие «сильное государство», то идеоло­гия должна и направлять, и формировать общественное сознание. Поэтому сознание, привержен­ное государственности, входит в содержание стратегии модернизации Азербайджана. Естествен­но, это сложный и требующий длительного времени процесс.

Другой аспект направляющего и формирующего влияния идеологии связан с формированием идеала патриотизма. В Западной философской и научной литературе имеются различные подхо­ды к определению категории гражданственности. Для Э.Гидденс критерия гражданственности состоит в выполнении личностью социальных ролей в соответствии с социальной моделью. Социальная модель представляет собой объективацию желаемых и декларированных характерис­тик индивидуумов. В Азербайджане гражданственность рассматривается с точки зрения высоких духовно-этических качеств личности. Гражданственность далеко отстоит от обыденного, она тес­но связана с таким качеством, как «мужество», мужественность. Гражданином является не тот индивидуум, который преследует только личные интересы, а тот доброжелатель, кто все свои силы посвящает служению народу и родине. Быть гражданином также означает быть ответствен­ным за все происходящие вокруг несправедливости и бедствия. Образно говоря, гражданствен­ность азербайджанца - это «узоры духовно-нравственной солидарности», выражающей чувство ответственности за развитие национальной культуры и народа. А для того чтобы справиться с этой задачей, необходимо наличие новой идеологической основы, новый направляющий и фор­мирующий духовный курс. Никакой идеологический концепт, кроме азербайджанства, эту роль выполнить не может. Потому что в содержании идеологии азербайджанства три элементы - этни­ческая принадлежность, модернизация и религия соединены в единое целое именно в контексте построения независимого государства. В этом аспекте самую полную характеристику азербай-джанства дал Гейдар Алиев. В речи на I всемирном съезде азербайджанцев он подчеркнул: ". любая нация, любой народ не может жить только в рамках своей территории, жить в условиях национальной ограниченности. . Всех нас азербайджанцев объединяет наша национальная при­надлежность, наши исторические корни, национально-духовные ценности, национальная культу­ра - литература, искусство, музыка, фольклор, хранимые народом традиции. ...Однако в мире идут также и процессы ассимиляции. ...Нас всех объединяют, делают солидарными именно эти факторы и идея азербайджанства. Азербайджанство означает сохранение своей национальной принадлежности, своих национально-духовных ценностей, вместе с обогащением их синтезом, интеграцией с общечеловеческими ценностями и обеспечением развития каждого человека" [2. 4. 18]. Таким образом, азербайджанство является открытой и динамической идеологической систе­мой, которая сфокусирована на человеческом факторе и способна сочетать национальное и обще­человеческое на современном историческом этапе. Она представляет собой систему духовных ценностей, обеспечивающих формирование демократического общества в строительстве незави­симого государства Азербайджана. Для Азербайджанского общества те аспекты идеала граждан­ственности, которые учитывают важные существенные стороны современной социокультурной и правовой среды, становятся более актуальными, чем ее эмоционально-патриотическая сторона.

Следовательно, на наш взгляд, формирование идеала патриотизма не может быть рассмотрено вне идеала гражданственности. Идеал патриотизма должен предусматривать правильное опреде­ление соотношения гражданственности с духовностью. Дорога, ведущая к идеалу гражданствен­ности, проходит через усвоение общечеловеческих и национальных ценностей. Эта просвети­тельская позиция не лишена смысла, потому что в бытии человека его нравственное поведение занимает главное место. Отсюда, становится более понятной важность трансформации духовно-нравственных ценностей в формировании идеала патриотизма. Как составные части идеологии азербайджанства, тюркство, Ислам и современность (соответствие требованиям времени) опреде­ляют содержание морально-нравственных трансформаций. В азербайджановедении сформулиро­ваны научные идеи относительно соотношения этих составных частей [6]. А в аспекте формиро­вания идеала патриотизма эти составные части должны приобретать конкретное историческое содержание. На современном историческом этапе необходимо требуется, чтобы идеология учи­тывала также требования глобализации. В этой связи очень важно, какое содержание будут при­обретать составные части азербайджанства. Естественно, в содержании идеала патриотизма должны быть выражены тюркство, религия и современность как составные части азербайджан-ства и определено их истинное место. Место и роль этнического фактора в демократической обществе отличаются от его места и роли в других обществах. Политическая принадлежность выходит на передний план относительно этнической принадлежности. Тогда и в содержании тюркства должны найти отражение эти нюансы. Приходится быть очень деликатным и в вопросе о религии. Религия играет серьезную роль в формировании морально-нравственных ценностей человека. Его актуальность сильно возрастает особенно в периоды, когда религиозные вопросы примешиваются в политику. И по этой причине в контексте демократизации азербайджанского общества модернизация необходимым образом должна учитывать религиозный фактор. Религию ни в коем случае нельзя примешивать в политику и радикальную идеологию. С этой точки зрения в рамках идеологии азербайджанства религиозный фактор рассматривается с учетом очень дели­катных для Азербайджана политических, социокультурных и идеологических моментов. Нако­нец, современность как очень важная составная часть азербайджанства должна играть серьезную роль в формировании идеала патриотизма. Без современности содержание азербайджанства может оказаться лишенным яркости. Точнее, современность на нынешнем этапе следует считать ведущим фактором. И здесь основным направляющим началом должна быть государственность. А государственность тесно связана с утверждением, установлением демократического режима в соотнесенности с формированием гражданского общества. В этом смысле, современность долж­на служить развитию государственности.

Наряду с идеалом патриотизма, формирование идеала героизма также является одной из суще­ственных задач. Ибо идеал героизма является одним из факторов, обеспечивающих любому обществу достижение своих целей. На любом историческом этапе у общества должно быть какое-то идеальное представление о будущем. Это представление играет основную роль в опре­делении критериев поведения членов общества как патриотов. Формируются образцы поведения для индивидуумов-членов общества. Эти образцы фактически выражают существенные стороны того, во имя чего человек живет. Имеющее героев общество способно существовать. Идеал геро­изма представляет собой серьезный социальный феномен. В контексте идеи известного историка Л. Гумилева о пассионарности этот вопрос можно представить себе более ясно [7; 8]. Согласно Л. Гумилеву, каждый этнос в своей эволюции проходит через несколько этапов, на каждом из которых имеется свой "лозунг момента". "Лозунг момента" характеризуется наличием императи­ва, который является таковым для общества и с которым согласно "молчаливое сообщество". Например, лозунгом этноса, находящегося на высоте, является "Будь тем, кем ты должен быть", а этноса, находящегося на вершине - "Будь самим собой". Ясно, что существует социальная сила, способная воплотить в жизнь эти идеалы. По Л.Гумилеву, в этом процессе ведущую роль играют пассионарии.

Пассионарии - это такие индивидуумы общества, которые выполняют функции лидера, веду­щего и управляющего. Их количество, обычно, бывает небольшим, однако они могут быть при­мером для всего общества. В конкретные исторические моменты могут определить судьбы, пути эволюции общества в целом. Индивидуумов, способных выполнять подобные функции, можно назвать героями. Следовательно, образ героизма, имеет историческое содержание, и выполняет конкретные социальные функции. То есть герои во вред своему благополучию, процветанию и безопасности способны изменять ценности, поведенческие стандарты, взаимоотношения и вза­мен создавать новые. Л.Гумилев объясняет этот феномен следующим образом: "При этом пас­сионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкла­дывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязы­вают их всем остальным и создают, таким образом, новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории" [7, 89]. Эти мысли хорошо выражают содержание героизма.

Все вышесказанное выдвигает на передний план в масштабе всего общества актуальность формирования духовно-нравственного и социокультурного образа нового, подрастающего поколения. Формирование духовно-нравственного образа нового поколения выявляет большой потенциал азербайджанства как идеологического концепта. Здесь "Я" архетипа азербайджанца и современные оттенки духовно-нравственного образа составляют единство. Азербайджанство выполня-
ет функции идеологического концепта миллионов, составляет содержание формирования нового человека. В связи с этим можно говорить и о конкретных направлениях роли, которую азербайджанство для этого играет в деле воспитания нового поколения. В качестве основного принципа следует взять организацию диалога поколений. Современные научные теории доказывают, что когда самая современная, самая рациональная, плодотворная идея применяется к системе непра­вильно и не во время, происходит упадок, деградация. Теоретическое подтверждение этому тези­су можно найти в конкретных исследованиях [10; 11; 12]. Поэтому осуществление азербайджан-ства по констатированным выше направлениям зависит, в первую очередь, от диалога поколений. А существенной составной частью этого является формирование политической культуры. Поли­тическая культура является одним из важнейших пунктов строительства демократического госу­дарства и модернизированного общества. Это фактически определяет климат в обществе. Нали­чие высокой политической культуры обеспечивает достижение в обществе согласованности, гар­монии консолидации и интегративной функции идеологии.

Одним из важных существенных факторов формирования политической культуры является достижение гармонии между сильной государственностью и либеральными ценностями. Некото­рые круги выдвигают идею о том, что больше нет надобности в сильном государстве. Они искус­ственно абсолютизируют такую функцию государства, как быть "ночной стражей". В подобных помыслах заинтересованными являются или те, кто планирует постоянно держать другие госу­дарства под своим влиянием, или ищет легких условий для террора, или же принадлежит к транс­национальным преступным группировкам. В этом плане, особенно поучительно одно из замеча­ний Френсиса Фукуямы. Он пишет: "Сторонники заката государственности - будь то привержен­цы свободного рынка, будь то сторонники идеи многосторонних договоров - должны объяснить, что именно заменит в современном мире силу суверенных национальных государств... А так как внятного ответа на этот вопрос нет, то мы должны вновь вернуться к суверенному национально­му государству и стараться понять, как его следует превратить в сильное и благополучное госу­дарство" [15, 199]. Для завоевавших независимость стран в основе своей сущность суть вопроса состоит в этом. Руководство Азербайджана заняло правильную позицию, проводя курс на модер­низацию на фоне строительства сильного государства. В обществе с сильным государством фор­мирование либеральных ценностей имеет свою диалектику. Либеральные ценности не только дают возможность обеспечить социальные, культурные, политические, экономические и юриди­ческие свободы, но и предоставляют шанс нейтрализовать извне совершаемые попытки нару­шить порядок в обществе. Следовательно, для сохранения целостности, исторической линии эво­люции, настоятельно требуется наличие сильного государства, некоторой регулирующей и кон­солидирующей силы. Необходима структура, весьма эффективно управляющая процессами в самом широком масштабе - от защиты прав граждан вплоть до национального суверенитета.

Наконец, центральным пунктом формирования политической культуры является Националь­ная Идея. Национальная Идея проистекает из идеологии азербайджанства. Для идеологии азер-байджанства существует идея "Азербайджана". Азербайджан - это идея, объединяющая в себе такие аспекты, как географо-культурный, политический, геокультурный и государственность. Фактически все вышеотмеченные факторы должны быть объединены вокруг Национальной Идеи. Точнее говоря, Национальная Идея выполняет функцию идеального конструкта, объединя­ющего эти факторы в систему и придающего им импульс.

Таким образом, в построении демократического государства идеология азербайджанства выпол­няет многопараметрную функцию. Азербайджанство представляет собой фактор, направляющий и формирующий такое направление, как трансформация духовно-нравственных ценностей. Азербай-джанство, выполняющее эти две функции, является движущим фактором обновлений, которые предстоит осуществить во всех сферах общества. Азербайджанство как идеальный конструкт долж­но наличествовать в мышлении, духовности, нравственности и психологии каждого азербайджан­ца. Этот момент имеет огромное значение для формирования нового поколения. В то же время, эта идеология представляет собой основной идейный источник формирования политической культуры. Азербайджанство, обладая этими качествами, будучи пропитанным культурой государственности, всегда будет оставаться локомотивом развития прогресса нашего государства.

 

Литература

  1. Халилов С. Введение в науковедению. - Баку: "Az^rbaycanUniversiteti ", 2010, - 440 с. (на азерб.)
  2. Мехтиев Р. Определяя стратегию будущего: курс на модернизацию //«Бакинскийрабочий», 10янва­ря 2008, №4 (25738).
  3. Речь Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева наI съезде Азербайджанцев Мира. -Баку, 9 ноября, 2001. (на азерб.)
  4. Джафаров Н. Ввведение в Азербайджанаведению. - Баку:AzAtaM, 2002, - 600 с. (на азерб.)
  5. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. -М.: Наука, 1990, - 286 с.
  6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -М.: Эксмо, 2008, - 736 с.
  7. Пригожин И. Кость еще не брошена // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. -М.: Прогресс-Традиция, 2002, - с. 15-21.
  8. Хакен Г. Синергетика и некоторые ее применения в психологии // Синергетическая парадигма. Нели­нейное мышление в науке и искусстве. -М.: Прогресс-Традиция, 2002, - с. 296-306.
  9. Курбанов ФМ. Переход к «постзападному» периоду истории. 1т. Риски, прогнозы и сценарии. -Баку: "Тэкпиг", 2010, - 378 с. (на азерб.)
  10. Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке: [пер. с англ.] - М.:
    ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, - 224 с.
Год: 2012
Город: Алматы
Категория: История