Креативность и творчество окружают нас повсюду. Мы живем в такое время, когда каждый хочет быть творческим, креативным, неординарным. Ведь именно креативные личности творят новое: новое знание, новые мелодии, новые стили в искусстве, новые виды социальной организации. Однако лишь немногим из этих творений суждено быть признанными, получить популярность и распространение, то есть стать некими инновациями.
Но как же понять что такое креативность и как именно это понятие отличается от смежного ему – творчества? Отличаются ли по смыслу понятия «творчества» и «креативности» или они идут в одном синонимическом ряду? Какой смысл вкладывали философы в понимание творчества и как менялись представления о нем?
Феномен творчества вообще и творческой активности личности в частности волновал умы философов еще со времен античности и до наших дней. Он постоянно привлекал к себе немалое внимание. Культурологические исследования творчества базируются на выявлении в последнем общего стержня, который на фоне различных видов творчества позволяет найти общие позиции, направленные на социальную самореализацию творца как самодостаточной, креативной личности [1].
Учитывая это, целью данной работы является обоснование мысли того, что творчество и креативность неразрывно связаны между собой и не могут существовать друг без друга.
Понятие творчества имеет свою достаточно глубокую историю. О нем в свое время много говорили Сократ, Платон, Аристотель, Кант, Ф. Аквинский и другие выдающиеся философы того времени. Изначально творчество ассоциировалось с гениальностью. Со временем оно начало приобретать социальную ценность.
Согласно Платону, творчество есть рождение бытья из небытия, возникновение нечто из ничего. В процессе творчества мы создаем новые идеи, ценности, смыслы. Творчество - это процесс оригинальной человеческой деятельности, в результате которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности, возникают новые предметы, способы поведения и общения, новые образы и знания. В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений [1].
Творчество трактуется как явление, которое присутствует в различных формах и уровнях человеческого бытия. Творчество - это способ самовыражения, самореализации человека.
Вообще, творчество представляет собой высшую форму универсально осязаемой креативности, эта форма имманентно характерна всем уровням иерархии бытия. Вместе с тем современные научные трактовки природы творчества подчеркивают креативные способности человека длявыражение его сущности.
Сегодня все больше и чаще можно встретиться с таким понятием как «креативность», которое довольно часто отождествляется с «творчеством» и употребляется как синоним последнего. Так можно, например, сказать, что креативный человек - это творческая личность, а креативность - это творческая деятельность? Если да, то в чем же тогда разница между толкованием этих понятий?
Сейчас все чаще совершаются попытки рассмотреть проблему творчества в контексте идеи «глобальной креативности», в рамках признания онтологического статуса креативных процессов. А, следовательно, мы имеем следующее: понятие «творчество» в современном смысле имеет сравнительно небольшую историю, которая составляет около 200 лет.
Однако сам термин «творчество» является как бы старшим. Уже в античный период творчество рассматривалось как универсальный феномен человеческого бытия. Ни древние греки, ни римляне не использовался именно это понятие, хотя и пользовались определенными терминами, для обозначения особой деятельности поэта или художника. Римляне же использовали следующие: для творчества «creatio» и творческий - «creator». И только в XIX веке понятие «творческий» вошло в языки искусства и науки для характеристики художника.